В 1893 году станция Шихраны вошла в число действующих станций. С тех пор прошло 110 лет, и на месте пристанционного поселка вырос город.
Город этот третий по численности населения и первый по развитию промышленности и экономики в Чувашской республике. ( по итогам экономического соревнования за 2002 год)
Имя этому городу – Канаш.
Если посмотреть на карту стальных магистралей нашей страны можно увидеть и город Канаш. На ней Канаш обозначен хотя и не большим кружочком, но через эту станцию в разных направлениях – на запад и восток, на юг расходятся железнодорожные нити, связывающие город почти со всеми регионами России.
Железная дорога – это родник, питающий и город, и близлежащие районы. Действительно, если бы не железная дорога, город Канаш не только не развился, но и не стал городом.
Канаш-город железнодорожников, значительная часть населения города и близлежащих деревень работает на предприятиях связанных с железной дорогой. Каждый второй рубль поступает в казну города от железнодорожных организаций.
В настоящее время к Канашскому железнодорожному узлу относится несколько специализированных дистанций, локомотивное депо, вокзал и другие предприятия и организации.
Железная дорога соединяет ЧР с центром РФ, с Сибирью, Уралом, а Канаш является «воротами», через которые в день проходит не один десяток поездов, как грузовых, так и пассажирских.
А началось все с того, что при строительстве железнодорожной линии Рязань-Казань в 1891 -1894 г.г. в чувашском крае вблизи небольшой деревни Шихраны появилась одноименная станция.
Первоначально на ней были возведены оборотное паровозное депо на 2 стойла, водонапорная башня, дом для технических служб, где была выделена комната для пассажиров, отдельный дом для жандарма и два небольших дома для проживания служащих дороги. Станция имела главный и приемно- отправочный пути, а также 2 тупиковых пути для грузовых операций. Около них были сооружены небольшой пакгауз и 2 хлебных амбара.
Станция Шихраны в число действующих вошла в конце декабря 1893 г. после ввода в эксплуатацию линии Рязань-Свияжск. Вначале она была маломощной, через нее в неделю проходило 2-3 поезда. Благодаря своему географическому положению и богатым дичью и ценной древесиной, окружающим лесам при станции начинает расти поселок.
В тяжелых условиях гражданской войны было завершено строительство линии Арзамас – Шихраны. Она была сдана в эксплуатацию в конце 1918 года. С тех пор Шихраны превратилась в железнодорожный узел. Пассажиры теперь могли ехать до Москвы без пересадок. В этот период на станции были уложены, дополнительно, три приемно-отправочных и пять тупиковых путей, был построен поворотный треугольник.
В 1920 году станция получила свое название «Канаш». Первым начальником станции был И.Фурмавин, вложивший немало своего труда, чтобы вывести ее в число крупных по дороге.
В 1926 году было завершено строительство станции Канаш-2. После чего основная грузовая работа была перенесена на новую станцию. Тяговое хозяйство, включая склад топлива, еще находилось в Канаш- 1, что затрудняло эксплуатационную работу станции. Дальнейшее техническое развитие станция Канаш получает в 1937-1940 г. в связи со строительством железнодорожной линии Канаш-Чебоксары. Она становится узлом четырех направлений, связавшей кратчайшем путем Урал с центром и югом нашей страны. Во время войны работники Канашского железнодорожного узла делали все для того, чтобы быстрее, без задержки пропускать воинские эшелоны и составы с эвакуированными людьми, хозяйственными грузами. Для увеличения пропускной способности поездов были построены разъезды, проложены новые пути.
В первую послевоенную пятилетку Канашский узел получил новое техническое оснащение. Была введена автоблокировка. Паровозы серии «Э» были заменены паровозами серии «Л», что позволило поднять весовые нормы грузовых поездов. На станции Канаш было уложено несколько новых путей, капитально отремонтирован участок дороги Канаш-Алатырь.( фото 1,2)
Дальнейшее техническое развитие станция Канаш получила в связи с завершением строительства вторых путей Агрыз-Канаш. Строятся дополнительные приемоотправочные пути, обходной путь от Канаша-1 на Юдино, грузовой двор, внедряется радиосвязь и т.д. На железнодорожной станции Канаш внедрена высокая пргрессивная технология обработки поездов. Усилиями движенцев из месяца в месяц улучшается взаимосвязь между железной дорогой и клиентурой, что положительно влияет на один из основных показателей деятельности станции - выполнение нормы простоя местных вагонов под грузовыми операциями. Но все усилия движенцев были бы бесплодны, если бы они не действовали в контакте с тяговиками, вагонниками, путейцами и связистами. Не менее ответственна работа вагонников ПТО (пункта технического осмотра вагонов), за 10-15 минут пока стоит поезд на станции, они должны осмотреть и заверить исправность своего подвижного состава.
На железнодорожном транспорте центром управления всеми видами движения и перевозок являются диспетчерские службы. Поездному диспетчеру принадлежит ведущая роль в организации максимального использования основных средств транспорта. Новой ступенью в совершенствовании приемов руководства движением поездов стал прогрессивный метод увеличения провоза груза с меньшим числом локомотивов, который успешно усвоили поездные диспетчера Канаша. А работа по-новому не только способствовала успешному использованию паровозного парка, но и помогла резко улучшить всю эксплуатационную деятельность по станции Канаш.
С 1961-1964 г.г. взамен малоэффективных паровозов пришли магистральные тепловозы. Но особенно бурное развитие станция получила в 70-х годах. Была произведена реконструкция существующего путевого хозяйства, внедрены новейшие маневровые и сортировочные средства, устройства централизации и связи. В 1978 г. ( после внедрения электрической централизации стрелок и сигнализации) станция Канаш-1 и Канаш-2 объединились в одну станцию с единым постом управления. Параллельно с реконструкцией депо начали строить двухпутные вставки на участке Канаш-Алатырь, новее разъезды на участке Канаш-Чебоксары.
В 1981990 г.г. началась электрофикация станции и прилегающих перегонов главного хода дороги Юдино-Канаш. Для этого построены тяговая подстанция, парк обмена локомотивов – поездов пензенского направления. На самой станции полнм ходом шли работы по монтажу опор контактной сети и делалось без перерыва движения поездов. И вот 22 ноября 1986 г. первый железнодорожный состав на электрической тяге прошел участок дороги Канаш - Юдино. В честь этого события на перроне Канашского вокзала был установлен «золотой» столб. На этой стеле изображена большая позолоченная цифра 50000.
16 января 2003 г. на станции Канаш произошло важное событие – сортировочная горка была механизирована.
Роль и значение ж\д станции Канаш трудно переоценить, ведь находясь на главном направлении России, она соединяет центр с Уралом.
Станция Канаш сегодня представляет собой крупный ж\д узел общественного значения, включающий три парка ( приемно-отправочный, центральный и сортировочно- отправочный), механизированную сортировочную горку, пост электрической централизации, товарную контору, вокзал, грузовые дворы и много других служебно-технических объектов. Она производит обработку пассажирских поездов ( посадку и высадку пассажиров), грузовые операции ( погрузку, разгрузку, сортировку мелких отправок и контейнеров), маневровую работу по расформированию составов и т.д., а всего на станции работает 154 человек.