19-ая дистанция пути – крупное железнодорожное предприятие, на которое возложены ответственные обязанности по текущему содержанию сотен километров железнодорожных магистралей, своевременному пропуску составов по станции и безопасному движению поездов. Конкретно за дистанцией закреплено 312,4 км главных путей, которые уходят от Канаша в сторону Алатыря до 231 км и направлении Казани до 715 км, до остановочной площадки Чешлама, Дистанция обслуживает также несколько км путей, проложенных в сторону станции Вурнары.
Чтобы разумнее организовать работы, вся сеть разбита на 16 линейных участков. Обязанности коллектива ПЧ-19 заключается в том, чтобы около 600 км путей всегда были в надежном и исправном техническом состоянии, благодаря чему достигалась бы полная безопасность в движении поездов.
В настоящее время возглавляет Матвеев Ю.В. работает 493 человека.
Железнодорожный вокзал – это, образно говоря, главные ворота нашего города и республики, через которые ежедневно проходят десятки поездов дальнего следования, отправляются в путь тысячи пассажиров.
Город родился как железнодорожный узел, и в нем не нашлось места для приличного вокзала – это было бы позором, в том числе для Министерства путей сообщения. Мне как – то сказали, что Канаш без вокзала – это все равно, что « Чапай без шапки», из выступления полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.Кириенко на открытии железнодорожного вокзала после реконструкции в декабре 2001 года.
В настоящее время железнодорожный вокзал города Канаша представляет собой прекрасное архитектурное строение. отделанный мрамором, оснащенный необходимыми техническими устройствами, с просторными залами ожидания и т.д., радует не только глаз пассажиров, но и заставляет гордиться каждого гражданина города.
Но так было не всегда. Первый вокзал был построен в 1893 г., здание было деревянное и одноэтажное. Через 4 года был построен новый деревянный вокзал. Этот вокзал простоял почти №0 лет, в 1935 г. на станции Канаш появился новый вокзал. Он был деревянный, но значительно вместительный и удобный. Шло время и в 1955 г. на месте старого депо вырос новый железнодорожный вокзал с большими залами ожидания и справочными установками, автоматическими камерами хранения. Более 40 лет простоял это вокзал, тысячи людей приезжали и уезжали с него. Возведенный в трудные послевоенные годы, он все еще привлекал внимание своей четкой и строгой архитектурой, но сильно обветшал и требовал ремонта, И вот в мае 1998 г. вокзал был закрыт на реконструкцию. Более 3-х лет шли строительные работы и 7 декабря 2001 г. новый реконструированный вокзал предстал во всей красе перед жителями нашего города и района.
7 декабря 2001 г. состоялось событие, которого 3 года ожидали не только жители города Канаша, но и вся Горьковская железная дорога. Масса горожан – школьники, студенты, строители, служащие пришли к возрождению в мраморе воротам города, чтобы принять участие в торжестве. Когда была перерезана ленточка, люди воочию убедились – вокзал действительно шикарен, в нем пассажирам будет не только удобно, но и уютно.
На открытие реконструированного вокзала прибыли высокие гости: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском Федеральном округе С.Кириенко, Президент Чувашии Н.Федоров, начальник Горьковской железной дороги Х.Зябиров.
В выступлениях гостей было отмечено, что выполняя соглашение между правительством нашей республики и управлением Горьковской железной дороги, обе стороны свое слово сдержали. На реконструкции вокзала и благоустройстве улицы Железнодорожной реализовано 68 млн. рублей.
По случаю сдачи вокзала прозвучало много теплых слов. Особо отличившиеся в строительстве получили награды. За добросовестный самоотверженный труд в строительно-монтажных работах по реконструкции железнодорожного вокзала станции Канаш грамот администрации города Канаша удостоена группа работников ООО «СМП-541» А.Васильев – электросварщик, Н.Камышов – водитель А.Петров – слесарь, В Мукашкина и Н.Сергеева.
Ряд руководителей получили высокое звание начальник вокзала Л.Николаева – звание «Заслуженный работник транспорта ЧР», штукатур СМП – 541 В.Титова – «Заслуженный строитель ЧР»
Благодарности правительства Чр удостоены главный инженер СМП- 541 С.Ефремов и заместитель директора по кадрам и быту СМП – 541- Н.Степанов. Наград, званий и грамот удостоена также большая группа железнодорожников.
В этот же день на втором этаже вокзала Н.Федоров и Х.Зябиров подписали соглашение о взаимодействии между Министерством путей сообщения РФ, ФГУП «Горьковская железная дорога» и Кабинетом Министров ЧР по улучшению транспортного обслуживания Чувашской Республики и обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта на 2002 год.
История нашего города, как впрочем всякого другого писалась и продолжает писаться людьми,в нем жившими и живущими, рабочими, учителями, врачами, фронтовиками, молодежью…
Каждый из них вносил и вносит свой вклад в прошлое и настоящее Канаша, но есть среди нас те, чей трудовой и ратный, гражданский и человеческий подвиг особенно заметен, особенно значителен. Много таких людей и на железной дороге.
Были и есть на железной дороге люди достойные называться гордо «Почетный железнодорожник» и «Заслуженный работник транспорта». Навсегда останутся в памяти прославленные машинисты-тяжеловесники: Герой Социалистического Труда, почетного железнодорожника, машиниста-инструктора Сергея Игнатьевича ЧЕрникова ( фото 12) Долгих 47 лет трудился он в Локомотивном депо, водил поезда Николая Гавриловича Печикина, Виктора Леонтьевича Гедмина.
В годы Великой Отечественной войны наши машинисты Н.А.Соловьев, П.Н.Назаров, А.З.Денисов, К.П.Нарадкин, П.С.Семенов, А.В.Николаев, Н.А.Воронцов совершали труднейшие рейсы в прифронтовой полосе, с оружием в руках стоялиу реверса паровоза. Это о них сказано:
Будем помнить эти перегоны
Где кипели долгие бои
Чтоб вернуть земле освобожденной
Ширину советской колеи…
Есть среди машинистов и те которых знала не только Чувашия, но и вся страна П.Н.Назарова, Б.Ф.Казикова, А.Ф.Павлушкина, А.В.Романова. Свою славу они заработали своим ответственным отношением к труду. За высокие показатели в работе государство не оставляло без внимания и рабочих. Дважды орденом Трудового Красного Знамени и знаком Почетного железнодорожника был награжден машинист Л.Г.Николаев.За большие успехи в работе, за предотвращения крушения решением Министерства путей сообщения знаком «Почетный железнодорожник» Н.А.Соловьев – почетный гражданин города Канаша.
Работа на железной дороге не из легких. И не каждый здесь выдержит. Тем приятнее осознавать, что многие из работников трудятся здесь десятки лет.
На железнодорожной станции Канаш сложилась надежная и непрерывная преемственность трудовых поколений. На смену тем, кто уходит на пенсию, приходит молодежь – неплохо подготовленные новички.
Однако ветеранов здесь не забывают, с ними поддерживают постоянную связь, их уважают и насколько позволяют возможности помогают. Есть среди них одно имя – Василий Иванович Трекозов.
Ветеран войны и труда В.И.Трекозов известный человек не только в родном локомотивном депо, где он проработал долгие годы, но и в самом городе. Трекозов является автором герба Канаша (фото) по его инициативе в депо открыт обелиск павшим на войне деповчанам. Он долгие годы был общественным корреспондентом, поситоянно публиковал материалы в газете «Канаш», «Волжской магистрали», в других газетах.
В.Трекозов родился 26 июля 1923 года в деревне Дикановка Саратовской области. В начале 30-х годов из-за сильных неурожаев и голода в этих краях семья вынуждена покинуть родные места , податься в Чувашию. В Канаше В Трекозов окончил школу, затем работал на вагоноремонтном заводе, оттуда 1942 году был призван в ряды Советской Армии, прошел трудными дорогами войны. За ратные подвиги он награжден многими боевыми наградами. Демобилизовавшись Василий Иванович вернулся в Канаш, с 1951 г. стал трудиться в локомотивном депо. Сначала был помощником машиниста паровоза, а когда появились тепловозы, уже будучи машинистом, пересел на новую технику. Этому делу В.Трекозов отдал 45 лет.
Машинист – почетная и ответственная профессия, ему доверяют перевозки пассажиров, хозяйственных грузов. Их надо доставлять своевременно в назначенные пункты. Долгие годы водил В.Трекозов поезда. Ни разу не нарушил производственную и трудовую дисциплину. Был рационализатором, активно участвовал в общественной жизни предприятия. Собирал и обобщал материалы по истории Депо, железнодорожной станции Канаш. По его инициативе в депо был создан музей, в котором собирался материал появления, становления и развития этого предприятия.
В 1987 г.Василий Иванович вышел на заслуженный отдых, но связи с родными предприятием не порвал: в течение последних 16 лет он работал мастером производственного обучения молодежи по профессионально- технической ориентации.
Трекозов участник Великой Отечественной войны имеет награды: орден Отечественной войны, орден Трудовой Славы, знак «Почетный железнодорожник».В его трудовой книжке 169 записей о поощрениях и награждениях. Но при всех его регалиях было у Трекозова одно хобби. Он собирал значки самой различной тематики.
Значки Василий Иванович начал собирать с 1973 года. В настоящее время в его коллекции более 2000 значков, из них более тысячи геральдические. В декабре 1996 г. в Канашском краеведческом музее прошла выставка В.И.Трекозова по названием «Геральдика городов нашей Родины». На выставке были представлены гербы городов Чувашии и соседних республик, геральдические значки городов бывшего Советского Союза и другие значки по разнообразной тематике: в честь различных юбилеев, праздников, событий и т.д. Всего на выставке было представлено 1118 значков. К сожалению в январе 2003 г. этого человека не стало.
Василий Иванович Трекозов скончался на 80-м году жизни.
Есть на железной дороге и трудовые династии, корнями уходящие в далекое прошлое – от своих дедов, отцов, сыновья переняли профессию машиниста и сейчас успешно водят поезда на современных локомотивах. Это династии Гайдученко, Курылевых, Аниных, Кириндясовых, Лотошниковых и др.
Одна из династий – династия Лотошниковых. Начало ей положил Андрей Иванович Лотошников. Еще до революции он работал в паровозном депо Сызрань машинистом. Его сыновья Петр, Михаил,Александр тоже стали железнодорожниками. У Петра Лотошникова сыновья Евгений и Валентин стали машинистами. Сын Валентина- Константин тоже пошел по стопам отца, деда и прадеда. Он работает машинистом в Канашском депо. Лотошниковы в общей сложности проработали на железнодорожном транспорте свыше 2-х сот лет
Еще одна из династий – Гайдученко.
Григорий Архипович Гайдученко много лет проработал в депо машинистом. Его брат Михаил долгие годы трудился оператором в пункте технического осмотра вагонов. Жена Михаила – Валентина Антоновна полвека проработала оператором при дежурном на станции. Сыновья Григория- Вячеслав и Александр пошли по стопам отца тоже стали машинистами.
Говоря о железной дороге нельзя только воспевать труд машиниста, ведь без забот станционных и маневровых диспетчеров, регулировщиков, операторов и других рабочих и специалистов, которые связали свою судьбу с железнодорожным транспортом по железной магистрали не смог бы пройти не один поезд. Много разных лиц и имен связано с железной дорогой, но хочется отметить маневрового диспетчера А.Лоскутова, дежурного по горке Ю.Павлова, дежурных по станции Н.Захарову, А.Александрову, Р.Хасянову, дежурного по парку В.Горбачева, составителей поездов П.Иванова, Н.Киризова, старших регулировщиков скорости движения вагонов И.Иванова, Н.Гаврилова, операторов Н.Беляеву, З.Иванову, Н.Фахрутдинову и мн.др.
О каждом человеке, который связал свою жизнь с железной дорогой можно сказать много хороших и добрых слов.
Много людей связали свою жизнь с железной дорогой. Это и начальник тяговой подстанции В.Ермаков, инженер по технике безопасности С.Андреев, старший механик В.Козлов, электромеханик по телеуправлению Н.Герасимов, механик группы телеуправления и телесигнализации И.Евгеньев, электромонтеры А.Ковальчук, В.Звонкович, старший механик автоблокировки В.Никифоров и другие работники, но о каждом из них можно сказать много хороших и добрых слов.
Ныне по многим железным дорогам России курсируют электропоезда, пришедшие на смену тепловозам. Сотни тысяч пассажиров, огромное количество грузов перемещается по стальным магистралям ежесуточно. И все это происходит упорядоченно, без лишней суеты и нервозности, благодаря слаженной работе всех работников железной дороги, умелой организации ее сложнейшего хозяйства, четкому электроснабжению.