г. Канаш Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Информация Минсоцполитики Чувашской Республики к Единому информационному дню

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://gkan.cap.ru/

 

Уровень социальной защищенности населения — один из главных показателей состояния общества, его духовного здоровья. Помощь инвалидам, ветеранам, детям из малообеспеченных семей, одиноким матерям, выполнение своих обязательств по системе социальных гарантий – главные составляющие социальной политики Чувашской Республики.

В 1994 году Президент республики и члены его Правительства понимали, что только эффективная социальная защита населения является необходимым условием успешного проведения реформ и улучшения общественно-политической ситуации. Защита населения, социальная поддержка малоимущих все эти годы были одной из основных функций Правительства. Она заключалась в постоянном отслеживании и регулировании цен на жизненно важные товары и услуги, в создании адресной системы поддержки малообеспеченных семей и, особенно, детей, в такой же целевой помощи ветеранам, инвалидам. В обязанности Правительства входила важнейшая миссия контроля за выплатой зарплаты, пенсий и пособий на детей, снижения безработицы, контроля за организацией охраны труда и многое другое. Развивалось социальное партнерство - Правительство, работодатели и профсоюзы все эти годы подписывали трехсторонние соглашения, предусматривавшие многие важные моменты в механизмах защиты прав граждан, и не только трудовых, но и социальных.

 

I. Доходы населения и уровень жизни 

За последнее десятилетие, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, система социальной защиты населения Чувашской Республики претерпела существенные качественные изменения. Наметившаяся в последние годы тенденция роста промышленного производства и объектов строительства в республике способствовала улучшению ситуации в социально-трудовой сфере. Отмечается  стабильный рост денежных доходов населения. Средняя заработная плата за десятилетие возросла в 2,5 раза. Уровень реальной заработной платы возрос с 105% в 1993 году до 114,2% в I полугодии 2003 года. Индекс потребительских цен снизился с 3,1 раза в 1994 году до 1,07 раза в 1 полугодии 2003 года.

По темпу роста заработной платы среди регионов ПФО Чувашская Республика в 2002 году занимала I место, в I полугодии 2003 года – 3 место после Пензенской и Самарской областей. Сократился разрыв в уровнях средней заработной платы Чувашской Республики и России. Если в 2001 году их отношение составил 1,93 раза, то в I полугодии текущего – 1,72 раза. 

Благодаря принятым Президентом и Правительством Чувашской Республики мерам с 1999 года наблюдается стабильное снижение задолженности по выплате заработной платы. Задолженность является одной из самых низких среди регионов ПФО (на 100 тыс. чел.) – 11,7 млн. рублей, что в 2 раза ниже среднего показателя по ПФО (22,3 млн. руб.) и по России (23,0 млн. руб.). В соседних регионах данный показатель намного выше (1,5 – 4,0 раза) (в Ульяновской области задолженность составила 41,7 млн.руб., Кировской области – 35,1 млн.руб., Республике Мордовия – 29,3 млн. руб., Республике Марий Эл – 28,0 млн. рублей).

Задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы в Чувашии полностью погашена еще во II квартале 2000 года.

С 1 октября 2003 года рост зарплат бюджетников составит, в среднем, 33 процента. Финансовое обеспечение такого решения потребует дополнительных ассигнований из республиканского и местных бюджетов ежемесячно в сумме 70 млн. рублей.

Рост реальных доходов населения Чувашской Республики - важнейшая задача, которая успешно решается руководством республики. По этому показателю Чувашская Республика в прошлом году заметно опередила средний уровень по Российской Федерации: в Чувашии реальные доходы населения выросли на 10,3 процента, в РФ - на 8,5 процента. Предусмотрен рост показателя и в следующем году.

В республике свыше 340 тыс. получателей пенсий. В отличие от соседних регионов, в Чувашии без особой напряженности решались вопросы пенсионного обеспечения граждан. Республика одним из первых регионов России сумела  погасить долги пенсионерам, и с сентября 1999 года наши граждане получают пенсии без задержек. Средний размер их пенсий составляет 1568 рублей, месячная сумма средств, направляемых на выплату пенсий гражданам республики -  549,1 млн. рублей.

В первом полугодии 2001 года в полном объеме погашена задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка. Между тем в соседних регионах по Приволжскому федеральному округу по данным на 1 сентября она составила: в Ульяновской обл. – 14,7 мес., Кировской обл. – 10,2 мес., Саратовской обл. – 3,2 мес., Удмуртской обл. – 2 мес., Оренбургской обл. – 1,6 мес., Республики Мордовия – 0,4 месяца.

На сегодня в Чувашии ежемесячное пособие на ребенка получают свыше 153 тыс. семей (217 741 ребенок), за 9 месяцев им выплачено более 164 миллионов рублей.

 

II. Адресная помощь

В настоящее время в Чувашской Республике идет процесс реформирования принципов социальной помощи населению перевод ее на адресную систему, учитывающую нуждаемость семьи, конкретного человека.

В республике создана система регистрации малоимущих граждан, с использованием которой в скором времени будут производиться все адресные выплаты. Сформирован банк данных получателей льгот, позволяющий вести контроль за целенаправленностью их предоставления отдельным категориям граждан предприятиями по оплате их услуг. С использованием этих данных в рамках реформирования управления региональными финансами в 2001 году семьям вместо дотирования топливогазоснабжающим предприятиям разницы в цене введена адресная выплата субсидий, что позволяет значительно сократить расходы бюджетных средств.

Чувашская Республика одна из первых в России организовала систему предоставления населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. К 1996 году службы субсидий были созданы во всех районах и городах республики, в отличие от некоторых других субъектов Российской Федерации, в которых программа субсидий стала развиваться только в 2000–2001 годах (например, в Республике Татарстан). Число семей, получающих субсидии, увеличилось с 9 тысяч в 1996 году до 87,4 тысяч – в 2002 году. Государственную помощь для оплаты жилищно-коммунальных услуг получает сегодня 14% жителей республики (в среднем по России этот показатель составляет 13%, по ПФО – 16%). При этом средний размер субсидий на семью в месяц вырос с 42 рублей в 1996 году до 477 рублей в 2003 году. 

В целях совершенствования существующей системы экономических и социальных отношений в ЖКХ Чувашская Республика выступила инициатором, а затем, в числе 8 субъектов РФ вошла в эксперимент по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В городах Новочебоксарске и Шумерле введен новый порядок выделения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг с   использованием систем персонифицированных социальных счетов. Была проведена большая подготовительная и нормотворческая работа по подготовке к проведению эксперимента и в настоящее время в вышеназванных городах в местных отделениях Сбербанка открыты счета, на которые каждой семье перечисляются бюджетные средства в размере начисленной субсидии для последующих расчетов с организациями - производителями жилищно-коммунальных услуг. 

Эксперимент позволит определить процедуры использования системы социальных счетов, определить степень ее универсальности для внедрения на территории всей республики.

На 1 октября 2003 года в гг. Новочебоксарске и Шумерле субсидии получают около 10 тысяч человек, на их персонифицированные счета за 9 месяцев нынешнего года перечислены 64,6 миллиона рублей. За I полугодие 2003 года средний размер такой субсидии в г.Новочебоксарске составил 632,56 руб., а в г.Шумерле – 568,74 рублей.

С января 1999 года в республике правами и льготами, установленными Законом «О ветеранах», пользуется более 232 тыс. человек.  Объем средств, направляемых на его реализацию, постоянно растет. Так, если в 2000 г. на эти цели было выделено 76,9 млн. рублей, то на 2003 г. предусмотрено 431,6 млн. руб., в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики соответственно 69,8 и 383,2 млн. рублей.

Постоянно растет число лиц, поправляющих свое здоровье по бесплатным путевкам в санаторно-курортных учреждениях. Если в 1994 году  ветеранам и инвалидам выделено 1698 бесплатных санаторных путевок, то в 2002 году в санаторно-курортных учреждениях побывал 3661 человек.

Значительное внимание в деятельности руководства республики уделяется проблемам инвалидов. В Чувашской Республике в настоящее время проживает 97,7 тысяч инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, в том числе 81653 инвалидов вследствие общего заболевания, с детства, 9409 - инвалидов войны и лиц, приравненных к ним по льготам, 416 инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, 6251 ребенок-инвалид. Из общего количества инвалидов 83% - инвалиды вследствие общего заболевания, с детства.

С 1997 года, не дожидаясь федерального финансирования льгот, предусмотренных Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», из республиканского бюджета стали выделяться средства на предоставление инвалидам скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг, топлива, проезда и др. В 2002 году на эти цели было выделено 139,3 млн.руб. По сравнению с 2001 годом этот показатель увеличился почти в 1,5 раза, а с 2000 годом – в 7 раз. С начала текущего года из различных источников финансирования направлено 111,4 млн.рублей.

Льготами в соответствии с указанным Законом пользуются более 81,6 тысячи инвалидов от общего заболевания, с детства, вследствие трудувечья (профзаболевания) и 6,2 тысяч детей-инвалидов.

В 2002 году по инициативе Президента республики принят Закон Чувашской Республики «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Чувашской Республики», который предоставляет дополнительные гарантии трудовой занятости инвалидов.

Ведется работа по социальной реабилитации инвалидов. В соответствии с медицинскими показаниями инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации. За 1994–2002 годы более 8,3 тысяч нуждающихся инвалидов получили различные средства реабилитации, около 1,2 тысячи инвалидов обеспечены транспортными средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Принимаемые меры по совершенствованию лечебно-профилактической работы среди населения,  условий и охраны труда на производстве позволили снять остроту проблем инвалидов и несколько улучшить состояние инвалидности. Показатель первичной инвалидности среди взрослого населения республики в 2002 году по сравнению с 1998 годом снизился на 7%, в том числе среди трудоспособного населения – 18%. Сравнительный анализ состояния инвалидности среди взрослого населения Чувашской Республики и отдельных регионов ПФО и по РФ показывает, что принимаемые меры по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов в Чувашии позволили улучшить показатели первичного выхода на инвалидность. Так, уровень первичной инвалидности среди всего населения Чувашской Республики в 2001 году составлял 66,7, что ниже на 14%, чем по Марий Эл, 26% - Мордовии, 51% - Ульяновской области и 25% - по России.

По  поручению  Президента Чувашской Республики в  целях  оказания дополнительной государственной социальной  поддержки  безработным  и некоторым  другим  категориям   женщин  в республике в 1998 году принято  постановление  Кабинета  Министров Чувашской Республики  «О порядке выплаты пособий по беременности и родам, а также  ежемесячных  пособий  по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщинам, признанным в  установленном порядке безработными, и некоторым  другим категориям  женщин».  В соответствии  с ним  с 1998 по 2002 годы из республиканского бюджета выплачено 55,2 млн. рублей почти 19 тысячам женщин.

В республике приоритетное внимание уделяется семье и детям. Указом Президента Чувашии Н.Федорова  2003 год в Чувашской Республике объявлен  Годом   семьи.  В связи с этим в республике проводятся   мероприятия по  повышению социального статуса семьи и её социальной защищенности, увеличению помощи молодым и малоимущим семьям, улучшению охраны здоровья семьи и детей, возрождению семейных традиций.

В Чувашии повышены пособия по беременности и родам со 100 рублей до 300, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста до полутора лет с 200 до 500 рублей. Эти пособия получают почти 7 тысяч женщин,  прежде всего самые нуждающиеся: безработные, выпускницы образовательных учреждений, нетрудоспособные инвалиды 1 и 2 групп, матери, имеющие ребенка-инвалида до 18 лет, хотя указанные виды пособий не предусмотрены нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

В целях  дальнейшего улучшения положения  и социальной поддержки   семьи и детей  в обществе,  будет принята  республиканская программа «Семья» на 2004-2006 годы, которая определит основные  направления и приоритеты  государственной семейной политики с учетом социально-экономических  изменений в республике. 

По итогам конкурса на лучший проект по социальному обслуживанию  семьи и детей в учреждениях социальной защиты населения в Российской Федерации муниципальное социальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г.Чебоксары в 2002 году объявлено базовым экспериментальным учреждением Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

За последние 10 лет  накоплен положительный опыт работы по организации труда, отдыха и оздоровления детей. В  рамках оздоровительных кампаний в лагерях всех типов отдохнуло около  600 тысяч    детей и подростков. В настоящее время  оздоровление детей и подростков,  нуждающихся  в  особой  заботе государства,  проводится круглогодично. 

Большое внимание в республике уделяется социальным проблемам граждан, участвовавших в военных действиях. Начало этой работе положено Указом Президента Чувашской Республики 1995 г. «О защите военнослужащих» и  Законом Чувашской Республики 1996 г. «О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих - граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чувашской Республики, проходивших военную службу и пострадавших в результате боевых действий на территории Чеченской Республики». Всего за этот период оказана единовременная материальная помощь 96 семьям погибших военнослужащих и 333 военнослужащим, получившим ранения, травмы, заболевания в результате боевых действий и вооруженных столкновений на территории Северного Кавказа. По санаторным путевкам единовременное бесплатное оздоровление после госпитального лечения ежегодно получают 12-15 военнослужащих названной категории.

За последние десять лет  значительно повысилась эффективность государственного контроля за условиями труда в республике. Если в 1994 году обследованиями в целях осуществления государственной экспертизы условий труда охвачено 68 хозяйствующих субъектов, то в 2002 – 900.

Деятельность по осуществлению государственной экспертизы условий труда в Чувашской Республике за период с 1994 по 2003 год позволила повысить уровень социальной защищенности работающего населения, нормализовать условия труда и решить вопросы предоставления компенсаций за тяжелые, вредные или опасные условия труда более чем 14,5 тыс. работников. Уровень производственного травматизма (число пострадавших на 1000 работающих) уменьшился с 4,1 в 1994 году до 2,6 в 2002 году. Данный показатель один из лучших в Российской Федерации.

 

III. Инфраструктура социального обслуживания

За 1994-2003 гг. в республике сложилась целостная система социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми.

Комплекс социальных, бытовых, торговых, медицинских, правовых и иных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды получают в муниципальных центрах  социального обслуживания населения (далее Центры) которые создавались, начиная с 1994 года. Уже в 1997 году организация этих учреждений завершена. Сегодня подобные Центры открыты и функционируют в каждом городе, районе республики. Создана разветвленная сеть их структурных подразделений - различных служб и отделений. Если на 1 января 1994 года действовали 68 отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому, то в настоящее время их насчитывается 83. Количество отделений срочного социального обслуживания за этот период возросло с 4 до 14, стационарного обслуживания - с 1 до 6,  дневного пребывания – с 1 до 13; временного проживания (сельских домов для ветеранов) – с 31 до 73.

Ежегодно в эти муниципальные учреждения социального обслуживания обращаются за различной помощью около 62,0 тысяч граждан, в том числе на постоянном социальном обслуживании находятся около 7 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов.  

Создана государственная служба медико-социальной экспертизы. Расширение сети первичных бюро МСЭ, организация новых специализированных бюро, введение в их штаты врачей-реабилитологов, психологов, специалистов по социальной работе  значительно повысило качество освидетельствования больных и инвалидов, позволило создать условия для реабилитации инвалидов.

Приоритетным направлением в развитии сети учреждений социального обслуживания стало   открытие  маломестных сельских домов для ветеранов. Условия пребывания в этих домах более приближены к домашним, чем в крупных домах-интернатах.

Для приближения медицинского обслуживания к пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в домах для ветеранов,  повышения качества социального обслуживания в текущем году открыты 3 медико–социальных центра - отделения временного проживания (дома для ветеранов) на базе  отделений (офисов) общих врачебных (семейных) практик в д.Кзыл-Чишма Батыревского района,  с.Октябрьское Марпосадского района и с.Шерауты Комсомольского района.

Для инвалидов республики за последнее десятилетие открыты Шомиковский психоневрологический интернат, территориальный санаторно-оздоровительный центр «Вега» (реорганизован в текущем году в Реабилитационный центр для ветеранов и инвалидов). Сдано в эксплуатацию Чувашское протезно-ортопедическое предприятие.

Большое внимание в республике стало уделяться развитию детских социальных учреждений. Сформирована служба социальной помощи семье и детям, создана основа для ее функционирования. В 1994 году появились первые 6 учреждений социального обслуживания семьи и детей, на сегодняшний день в республике 22 учреждения на 500 мест. Они оказывают семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, необходимую помощь в реализации законных прав и интересов, содействуют в улучшении их социального и материального положения и психологического статуса, осуществляются мероприятия по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивают их временное проживание (содержание), оказывают содействие в дальнейшем устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. За 1994-2002 годы ими обслужено 154,1 тыс. детей  и  подростков и 107,2 тыс. семей. На их открытие из республиканского бюджета  направлено 4830,0  тыс. рублей. 

 

IV. Программное обеспечение

В сфере социальной защиты населения активно стала использоваться программно-целевая форма работы как высокоэффективная, направленная на разрешение первоочередных проблем и выработку дополнительных мер социальной поддержки. Поэтапно реализуются республиканские целевые программы «Дети Чувашии», «Старшее поколение», «Социальная защита инвалидов Чувашской Республики».

С 1998 года в республике реализуется президентская программа «Дети Чувашии», на выполнение мероприятий которой направлено средств из всех источников финансирования в сумме 226 млн. рублей.

В рамках Президентской программы «Дети России»  в учреждения социального обслуживания семьи и детей поступило  оборудование и автотранспорт на сумму 22596,4  тыс. рублей.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Старшее поколение» на территории республики только за 2000–2003 годы на эти цели направлены из федерального бюджета 33,6 млн. рублей. Системе социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов оказана также  значительная  финансовая поддержка за счет средств Пенсионного фонда,  которая, начиная с 2000 года, составляет более 110 млн. рублей.

В августе 2003 года принят межведомственный нормативный акт (Минсоцполитики, Минздрав, Минобразования, ДФГСЗН по Чувашской Республике, ГУ «Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике»), предусматривающий проведение мониторинга реабилитации инвалидов Чувашской Республики. Ежегодное рассмотрение результатов мониторинга позволит реализовывать меры по совершенствованию системы профилактики инвалидности среди населения, реабилитации инвалидов, корректировке структуры потребностей инвалидов в индивидуальных средствах реабилитации.

 

V. Перспективы развития

Основным направлением дальнейшего развития системы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в ближайшие годы является повышение качества социального обслуживания и усиление адресности социальной поддержки. С этой целью планируется продолжить открытие отделений дневного пребывания, клубов общения при отделениях временного проживания (домах для ветеранов), организовывать работу на их базе передвижных библиотек, молельных комнат  с учетом верующих различных конфессий, привлечение к социальной работе общественных организаций, свободных общественных ресурсов.

В целях повышения качества социального обслуживания планируется активно использовать практику введения дополнительных платных социальных услуг, не предусмотренных Перечнем гарантированных государством социальных услуг (услуги по уборке жилых помещений, присмотру за детьми, больными, престарелыми и инвалидами не требующих специальных педагогических и медицинских знаний, покупке и доставке цветов (подарков), прочие услуги), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания Чувашской Республики. 

Результатами развития сети сельских домов для ветеранов и повышения качества социального обслуживания станет улучшение социального положения граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи, поддержание жизнеспособности и активности пожилых граждан и инвалидов, создание условий для социально-активного участия граждан пожилого возраста и инвалидов в жизни общества.

На основе наработанного за последнее десятилетие опыта определено дальнейшее направление развития системы социальной поддержки и обслуживания инвалидов. Особое внимание будет обращаться усилению межведомственного взаимодействия по проблемам инвалидов и совершенствованию механизма социального партнерства органов государственной власти и муниципальных образований с общественными объединениями инвалидов.

В целях улучшения жизненного уровня пожилых людей и инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, будет активизирована работа по развитию инженерной и социально-бытовой инфраструктуры учреждений, эффективному использованию бюджетных ассигнований. В 2004 году будет введен спальный корпус на 150 мест Атратского психоневрологического интерната, с 2005 года будет начато строительство еще одного корпуса также на 150 мест, очистных сооружений и хозяйственных построек. В конце текущего года вводится  в с.Юськасы Моргаушского района интернат для престарелых и инвалидов на 50 мест, в следующем году здесь же начнется строительство еще одного корпуса.

Перспективными направлениями  социального обслуживания   семьи и  детей   являются становление  целостной и адресной  системы  социального обслуживания семьи, женщин и детей путем расширения сети  муниципальных учреждений  социального обслуживания семьи и детей и  создания   реабилитационного  центра   для детей-инвалидов  и   кризисного   центра  для женщин и детей  республиканского значения; совершенствование нормативно-правовой базы  современной семейной  политики  и социальной работы, в том числе в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; апробация и внедрение новых методик  социального обслуживания семьи и детей,  а также  новых  форм   организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

Социальные проблемы, имеющиеся в настоящее время, неразрешимы, если в их решении не участвует общество. Поэтому в будущем планируется активно вовлекать общественные объединения. С этой целью Минсоцполитики Чувашии планирует начать практику проведения конкурсов социальных проектов и финансировать наиболее эффективные из них.

 

 

Система управления контентом
429330, г.Канаш, ул.30 лет Победы, д.24
Телефон: 8(83533) 2-12-15
Факс: 8(83533) 2-12-15
E-Mail: gkan@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика