Перестройка промышленности и транспорта на военный лад 22 июня 1941 г. мирный труд советских людей был прерван вероломным нападением на нашу Родину гитлеровской Германии. Канашцы с первых дней войны свою работу подчиняют общей цели - победе над германским фашизмом. На предприятиях развернулось соревнование по повышению производительности труда на каждом рабочем месте. Высокую организованность показывала смена мастера кузнечного цеха ВРЗ И.Н. Кукляева, перекрывавшая ежедневно две нормы. Кузнец Г.В. Фомин справлялся с тремя и более нормами. На 250 проц. выполнял задание строгальщик И.М. Лукин. На вагоноремонтном заводе с каждым днем множилось число людей, поддержавших призыв Г.В. Фомина: "Мы будем работать втрое производительнее, чтобы дать стране больше вагонов. Этим мы поможем нашим сыновьям разгромить фашистских захватчиков". А вагоны были очень нужны, к тому же ВРЗ был единственной, наиболее близкой к фронту, крупной базой для ремонта железнодорожных вагонов. В августе 1941 г. сюда прибыло эвакуированное оборудование (в количестве 727 единиц) с Дарницкого, Жмеринского, Борисоглебского и Шевченковского вагоноремонтных заводов и более тысячи эвакуированных рабочих и служащих с семьями. Люди были размещены в городе и близлежащих селениях. Большая часть эвакуированных рабочих влилась в коллектив ВРЗ и сразу же приступила к монтажу прибывшего оборудования во вновь организованных цехах, многие из которых предназначались для производства боеприпасов, и уже в ноябре 1941 г. начали выпускать продукцию. В труднейших условиях суровой зимы продолжалось строительство чугуно-сталелитейного цеха. К марту 1942 г. основные строительные работы были закончены, одновременно или несколько позже были сданы в эксплуатацию отделочно-комплектовочный, специальный механический и лесопильный цеха, кислородная станция. Наряду с изготовлением боеприпасов, завод выполнял задания и по строительству бронепоездов и бронетранспортеров, по формированию спецпоездов и других заказов фронта. К концу 1941 г. в программе предприятия военная продукция составляла 71,3 проц. Выполняли заказы для фронта и другие предприятия Канаша, включая промартели. Так, в промартели "Авангард", помимо имевшей уже своей специализации, дополнительно стали выпускать швейную, овчинно-шубную продукцию, приступили к плодопереработке, выполняли заказы на изготовление шуб и валенок для фронта. Коллектив артели к этому времени вырос до 300 человек. Высоких производственных успехов "Авангард" добился и в 1943 г. План по выпуску валовой продукции был перекрыт на 16,1 проц., товаров ширпотреба - на 10,5 проц. Производительность труда выросла на 22 проц. 256 человек являлись стахановцами. Коллективу артели не раз присуждалось переходящее Красное знамя Совнаркома Чувашской АССР за высокие производственные показатели. Перепрофилировала свою продукцию на военные заказы и мастерская индивидуального пошива одежды. Здесь стали шить белье для солдат из неотбеленной бязи и кисеты. Высокопроизводительно трудился и коллектив мясокомбината, вся его продукция отгружалась на фронт. "На мебельной фабрике промартели "1 мая" нет ни одного рабочего, не выполнявшего норму выработки. Рабочий Никеров 26 июня 1941 г. дневное задание выполнил на 235 проц. Рабочие Варварин, Зайцев, Никифоров, Вазьянский, Грачев, Майоров и Бессонова выполняют по 1,5-2 нормы. 7 и 8 июля учащиеся школ г. Канаша работали на прополке полей соседних колхозов. В колхозе "Мотор" работало более 100, в Сугайкасинском колхозе - более 60 человек. Вутабосинскому колхозу оказывали помощь в прополке полей учащиеся медицинской школы", - писал в одной из своих статей в республиканском журнале "Ленинской дорогой" секретарь Канашского райкома партии М.И. Репкин. В августе 1941 г. в Канаш поступила часть оборудования Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината им. Кагановича и текстильной фабрики "Большевичка". Под будущую хлопчатобумажную фабрику выделили Дом соцкультуры и инкубаторскую станцию, а в 1943 г. - здание фельдшерской школы. Монтаж оборудования шел в сжатые сроки. 24 июля 1942 г. заработала прядильная фабрика №1, а в 4 квартале - текстильная. В 1943 г. вступила в строй прядильная фабрика №2 (хлопчатобумажная фабрика состояла из двух прядильных и одной текстильной фабрик). В 1941 г. в Канаш прибыло оборудование опытного завода "Газоочистка" из Московской области. Летом и осенью 1941 г. особенно напряженно работали железнодорожники, перевозя в небывало короткие сроки на тысячи километров с запада на восток крупные заводы и фабрики, а также миллионы людей. О трудовых подвигах канашских железнодорожников сообщалось в сводке Совинформбюро 19 июля 1941 г.: "Советские железнодорожники самоотверженно организуют быстрое продвижение транспортов для Красной Армии. В паровозное депо Канаш (Чувашская АССР) вечером поступил для ремонта локомотив. Проработавшие целый день слесари т.т. Золотухин, Ефремов, Волков, Абросимов, Толмазов, Сперанский и другие, не желая откладывать срочный ремонт, остались на ночную смену и выпустили паровоз из депо. Утром самоотверженные патриоты отказались пойти на отдых и отремонтировали досрочно еще один паровоз". Было немало и других примеров самоотверженного труда железнодорожников. Так, котельщик депо Голубев 11 ноября 1941 г. на проходящем паровозе за несколько минут, без охлаждения паровоза, сменил контрольную пробку, тогда как в мирное время на эту операцию требовалось 7-8 часов. Канашский узел дороги пропускал в сутки в 2-3 раза больше поездов, чем в довоенное время. В итоге коллектив станции Канаш план погрузочно-разгрузочных работ 1941 г. выполнил на 241 проц. С 15 мая 1942 г. железные дороги страны стали работать по военному графику движения товарных поездов, что позволило организовать четкую и бесперебойную перевозку военных грузов на фронт. Среди железнодорожников широко развернулось соревнование за экономию топлива. Только за январь-февраль 1942 г. по Канашскому депо его было сэкономлено 397 тонн. Значительную экономию по ремонту и расходным материалам на хозрасчетных паровозах добились машинисты П.Н. Назаров, Л.Н. Николаев и Х.А. Кочемасов. В начальный период войны (в связи с мобилизацией в Красную Армию значительной части рабочих) особое место занимает проблема пополнения и подготовки рабочих. Например, с ВРЗ ушло на фронт более 600 человек. Вместо ушедших на фронт мужчин в производство были вовлечены женщины и девушки. В Канаше во второй половине 1941 г. более тысячи женщин пришло на промышленные предприятия, в артели и на железнодорожный транспорт. На вагоноремонтном заводе за 10 месяцев войны ряды работниц увеличились с 742 до 1408. Кроме того, в ходе мобилизации сельского и неработающего городского населения в течение 1942 г. на ВРЗ было направлено 245 человек. Большой приток людей на производство (в Канаше более 50 проц. рабочих составляли молодежь и женщины) потребовал организованного их обучения рабочим специальностям. В основном их готовили методом индивидуально-бригадного обучения с последующим прохождением курсов техминимума. Всенародная помощь фронту Ведение тяжелой войны против сильного врага требовало колоссальных людских и материальных затрат. Под лозунгом "Помочь Родине личными средствами" по всему Советскому Союзу развернулось широкое патриотическое движение народных масс по созданию фонда обороны. Это движение нашло отклик и у канашцев. Так, рабочие и служащие ВРЗ на 1 января 1942 г. перечислили в фонд обороны 562,2 тыс. руб. На всех городских предприятиях, в учреждениях рабочие и служащие ежемесячно, вплоть до окончания Отечественной войны, отчисляли свой однодневный или двухдневный заработок в фонд обороны. В апреле 1942 г. СНК СССР вынес постановление о выпуске Государственного военного займа 1942 г. Общая сумма подписки к 25 апреля составила более 67 млн. руб. 4 июня 1943 г. был выпущен Второй государственный военный заем, реализованный на 136,6 млн. руб. В 1944 г. была проведена подписка на 3-й и в 1945 г. - 4-й военный заем. В условиях острой нехватки средств у населения подписка на займы нередко носила принудительный характер. Участие трудящихся во всенародной помощи фронту особенно ярко проявилось в массовом движении по сбору средств на строительство боевой техники для Красной Армии. В ноябре 1941 г., когда враг рвался к Москве, комсомольцы и молодежь промысловой артели "Большевик" Октябрьского района обратились ко всем комсомольцам и молодежи Чувашии с призывом собрать средства на строительство бронепоезда имени Комсомола Чувашии. Этот призыв получил горячую поддержку среди всех трудящихся республики. Менее чем за полтора месяца собрали более одного миллиона рублей. Исполнение этого важного заказа было возложено на коллектив вагоноремонтного завода. Для этого в вагоноремонтном цехе был организован специальный комплекс во главе с инженером А.Е. Моняковым и мастерами А.А. Войновым, О.Б. Алтуниным, А.С. Севостьяновым, А.Е. Ермолаевым, М.А. Андреевым. Комсомольско-молодежные бригады квалифицированных слесарей возглавили И.С. Журба, И.Н. Довнар, П.Х. Кивиренко. Начальником вагоноремонтного завода в то время был В.Т. Поздняков, главным инженером - С.И. Иванов, начальником вагоноремонтного цеха, где бронировались и вооружались бронеплощадки для бронепоездов, - С.П. Трухин. Бригады объявили себя фронтовыми, работали и днем и ночью. Спали на раскладушках в красном уголке цеха по 3-4 часа в сутки. За короткое время они освоили нужную технологию. Высокопроизводительно трудились по выполнению этого важного задания разметчик Г.В. Павлов, слесари Н.М. Макаревич, А.С. Буров, А.Ф. Негодов, термист М.В. Чумаченко, электросварщики Ф.А. Архипов, М.М. Толстов, В.А. Алексеев, газорезчик А.В. Пузырев и др. А трудностей у бригад хватало. Так, при закаливании броневых листов в литейном цехе они стали коробиться. Приходилось выравнивать их кувалдой. Этой работой руководил слесарь В. Абанькин. Баллоны с кислородом для резки броневых листов завод получал из г. Мурома. Однако там был получен крупный и срочный военный заказ и Канашскому ВРЗ уменьшили отпуск баллонов с кислородом. И тогда по предложению самого молодого электросварщика О. Алтунина нашли выход: для резки стали использовать сварочные трансформаторы. Электросварочные работы выполнял А. Пузырев с бригадой, а резку - О. Алтунин. Броневые листы для крепления на каркасах железнодорожных площадок поднимала крановщица А. Кашицына. Она однажды, рискуя жизнью, спасла от смертельной травмы монтажника бронеплощадки. Последним видом работы был монтаж электрооборудования и связи, которое выполняли мастера своего дела А. Севостьянов, А. Ермолаев, Н. Гарбузов, Г. Выркина, Л. Матанина и др. Работать приходилось не только в цехе, но и на открытом воздухе в самые сильные морозы. В цеху всего бронировалось 8 бронеплощадок на 2 бронепоезда с установкой в их башнях 76 мм артиллерийской пушки 1914-1915 г.г. на тумбах с круговым вращением и 4 станковых пулемета в шаровых установках - по 2 пулемета с каждой стороны. Для бронепоездов были оборудованы две бронеплощадки ПВО с установкой на них автоматической зенитной пушки и крупнокалиберного пулемета. Параллельно шло формирование экипажей бронепоездов. В конце декабря 1941 г. в Канаш прибыло командование 53-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП), которое сразу же приступило к формированию личного состава, в состав которого вошли добровольцы-комсомольцы и молодежь Чувашии. Командный и личный состав дивизиона был расквартирован в деревнях Малые и Большие Бикшихи. С первых же дней начались занятия по изучению оружия бронепоездов. Вел занятия майор бронетанковых войск Е.В. Михеев. 10 февраля 1942 г. прибыл бронепаровоз "Комсомол Чувашии" (в то время бронепаровозы готовились в депо ст. Сергач). К его прибытию было полностью завершено оборудование бронеплощадок и зенитной бронеплощадки для одного бронепоезда. Укомплектовали двухосными железнодорожными платформами грузоподъемностью 18 тонн - две платформы на бронепоезд - для размещения рельс, шпал и другого железнодорожного имущества и приспособлений. Бронепаровоз разместили в середине поезда - как в боевом состоянии - с каждой стороны по две бронеплощадки, затем зенитная площадка с одной стороны. И в конце состава контрольные железнодорожные платформы. Бронепоезд в таком состоянии обкатали на заводе и 16 февраля вместе со штабом 53-го ОДБП выехал в г. Чебоксары, куда прибыл в 16 часов вечера. 17 февраля бронепоезд вернулся в Канаш. Его поставили на запасные пути, где начались боевые учения. В это время прибыл второй бронепаровоз "За Родину". К его прибытию на ВРЗ завершили бронирование бронеплощадок для второго бронепоезда. 27 марта 1942 г. канашцы проводили бронепоезда на фронт. 53-й дивизион, по отбытию из нашего города, дислоцировался под Москвой. Первое боевое крещение дивизион получил при отражении налетов вражеской авиации, сбив один самолет. 3 мая 1942 г. 53-й ОБДП выехал в распоряжение Южного фронта.Почин молодежи Октябрьского района получил дальнейшее развитие. По инициативе комсомольцев развернулось движение по сбору средств на строительство эскадрильи боевых самолетов "Комсомол Чувашии". Канашцы внесли еще средства на строительство танковых колонн "Пищевик Чувашии", "Советский служащий", "Железнодорожник Казанской дороги", "Промкооперация Чувашии" и др. В тяжелых условиях войны было установлено нормированное снабжение по карточкам. В зависимости от отрасли промышленности, условиям труда устанавливались различные категории в снабжении хлебом, мясом, жирами, крупой и другими продуктами питания. Были карточки и на промышленные товары. Для рабочих и служащих выделялась земля под огороды. Большое значение придавалось и развитию сельского хозяйства. Селянам помогали ремонтировать сельскохозяйственную технику, в проведении посевных и уборочных работ. Так, весной 1942 г. коллектив Канашского железнодорожного узла организовал шефство над колхозами и МТС района. Рабочие паровозного депо, вагонного участка, 5-й дистанции пути и других служб к 15 апреля 1942 г. отремонтировали в колхозах Канашского района весь сельскохозяйственный инвентарь. Вагоноремонтники помогли МТС в ремонте тракторного парка и сельскохозяйственной техники, изготовили из отходов производства необходимые запчасти и инструменты. А в ходе уборочной страды колхозникам вновь помогли рабочие и служащие железнодорожного узла.рожного узла. Подвиги ратные и трудовые Великая победа советских войск под Сталинградом зимой 1942-1943 г.г., в результате которой была разгромлена 330-тысячная группировка фашистской армии, положила начало коренному перелому в ходе войны. А уничтожение отборных дивизий врага под Курском летом 1943 г. поставило гитлеровскую военную машину перед катастрофой. Исход войны был предрешен, хотя она длилась еще почти два года. Героически сражались на фронтах и канашцы. Девятнадцать лет было токарю механического цеха ВРЗ Ивану Кабалину, когда он добровольцем ушел в армию. На фронте он командовал минометным расчетом, участвовал в жарких боях на Курской дуге, в штурме Харькова, в освобождении многих населенных пунктов левобережной Украины. Особенно отличился минометный взвод, который Кабалин возглавил после гибели своего командира, на плацдарме правого берега Днепра севернее Запорожья: метким огнем было уничтожено более 250 солдат и офицеров противника. За проявленный героизм при форсировании Днепра, захвате и расширении плацдарма в сентябре-октябре 1943 г. Ивану Андреевичу Кабалину было присвоено звание Героя Советского Союза. Бывший вагоноремонтник, наводчик орудия А.Ф. Родичкин вступил в бой в июне 1941 г. На батарею, в которой был Алексей Федорович, наседало 18 танков. Метким огнем были подбиты три танка, а четвертый успел прорваться и смять орудие. Смелый наводчик присел в ровик, а потом связкой гранат подорвал этот танк сзади. Три танка подбили другие орудийные расчеты. Атака была отбита. И таких жарких боев было еще немало. За отличие в сражениях Родичкин награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, дважды орденом Красной Звезды, множеством медалей. П.Х. Бухтулову было 18 лет, когда он был призван Канашским ОГВК. Его направили в школу младших командиров, по окончании которой в феврале 1943 г. прибыл на фронт в качестве наводчика противотанкового орудия. Начав войну на Северо-Западном фронте около города Старая Русса, он завершил ее в Австрии, пройдя со своим орудием по дорогам войны более 6 тысяч км. Правительство страны высоко оценило боевое мастерство воина, лично уничтожившего 16 танков! 15 мая 1946 г. Петру Харитоновичу Бухтулову было присвоено звание Героя Советского Союза. На весь III Украинский фронт прославился в декабре 1944 г. радист Иван Федоров. Он первым форсировал Дунай юго-западнее Будапешта и, корректируя огонь нашей артиллерии, добился полного подавления вражеских огневых точек. Это позволило советским частям форсировать реку быстро и без потерь. Родина оценила подвиг Федорова присвоением ему звания Героя Советского Союза. Мужественно прошли фронтовые дороги и медицинские работники Канаша. Так, в кавалерийском корпусе Л.И. Доватора смело действовал во время многочисленных боевых рейдов по тылам врага бывший врач больницы ВРЗ Н.И. Новиков. Когда в декабре 1941 г. под Ржевом в тяжелых боях был убит командир батальона, Новиков принял на себя командование и одновременно с обеспечением выполнения боевых задач оказывал медицинскую помощь раненным. В целом, за безупречное служение Родине в годы Великой Отечественной войны 13 канашцев удостоены ордена Ленина, 37 - ордена Боевого Красного Знамени, 92 - ордена Красной Звезды, 246 - ордена Славы, сотни канашцев - боевых медалей. В их числе 78 посланцев ВРЗ удостоены боевых орденов, 17 рабочих награждены медалями "За оборону Сталинграда", столько же - "За взятие Кенигсберга", многие вагоноремонтники - медалями "За отвагу", "За оборону Москвы", "За оборону Ленинграда". В период коренного перелома в ходе войны и победоносного ее завершения в Чувашии еще шире развернулся сбор средств на строительство боевой техники. В начале 1943 г. воины - бывшие рабочие ВРЗ - в письмах с фронта призвали оставшихся в тылу умножить помощь фронту. В ответ на это вагоноремонтники-комсомольцы решили собрать деньги на строительство целого бронепоезда. Сбор средств проходил под лозунгом "Недельный заработок - на строительство бронепоезда". Патриотическая инициатива комсомольцев была поддержана всем коллективом завода и работниками железнодорожного узла. Сами вагоноремонтники собрали и внесли в Госбанк 320 тыс. рублей и обязались построить бронепоезд "За Родину" своими силами. Монтажники П. Кивиренко и И. Журба, электросварщики О. Алтунин и А. Пузырев, слесари И. Довнар и Я. Подгорный и многие другие работали с полной отдачей, по-фронтовому, неделями не выходили с завода. Строить бронепоезд помогала вся страна: с Урала получали броню, Тула поставляла вооружение, Сибирь - радиооборудование. В мае 1943 г. бронированный состав, вооруженный пушками, реактивной артиллерией и зенитными пулеметами, был отправлен на фронт. Бронепоезд "За Родину" участвовал в боях за освобождение сел и городов Белоруссии, в заключительных боях на территории Польши. То, что вагоноремонтный завод выпускает бронетехнику, знали и немцы. В 1943 г. над Канашом даже появился немецкий самолет-разведчик, который довольно основательно сделал облет нашего города да вскоре был сбит. В ходе строительства бронепоезда на ВРЗ начались работы по расширению и реконструкции предприятия. Было завершено строительство второй очереди чугунолитейного и бондарного цехов. С налаживанием конвейера повысилась производительность литейного цеха: выплавка чугуна и стали возросла в 3 раза. По мощности чугунного литья завод вышел на первое место среди вагоноремонтных предприятий Наркомата путей сообщения. На заводе начала действовать кислородная станция с компрессором, вследствие чего отпала необходимость завоза кислорода из Мурома. Сам завод стал обеспечивать им потребителей из Чебоксар, Алатыря, Саранска, Ульяновска, Бугульмы. На предприятии были увеличены внутризаводские железнодорожные пути. Для бесперебойного снабжения сборочных цехов вагонной обшивкой и половыми досками на заводе создали лесопильный участок. В результате производственная мощность завода по ремонту вагонов увеличилась в два раза. Все рабочие и инженерно-технические работники были охвачены разнообразными формами соревнования. К концу 1943 г. в цехах насчитывалось 475 стахановцев, выполнявших нормы от 200 до 300 проц. Благодаря общим усилиям и жесткой дисциплине на производстве средняя выработка одного рабочего на выпуске военной продукции составила 202 проц. Только один прирост выпуска продукции в 1943 г. равнялся ее общему объему в 1940 г. (!) В особый фонд ГКО вагоноремонтники передали сверхплановой продукции на 6 млн. рублей. Кроме того, в начале 1944 г. предприятие выделило из своих резервов много инструментов для восстановления Дарницкого вагоноремонтного завода. Только один инструментальный цех выделил 559 различных инструментов. На заводе немало делалось и по экономии сырья. Например, в 1943 г. был осуществлен перевод нагревательных печей на твердое топливо, установлено горячее дутье на котлах ТЭЦ, пущена в эксплуатацию лесопильная рама. Серьезное внимание уделялось изобретательству и рационализаторству. Например, внедрение в 1944 г. только 5 предложений дало экономию 375 тыс. рублей. 1944 г. внес немало новшеств и в выпуске продукции. На заводе освоили ремонт цистерн и думпкаров для перевозки нефтепродуктов и угля, изготовление снегоочистителей, производство запасных частей для тракторов и сельхозмашин. В сжатые сроки были изготовлены 400 тележек мотовозной тяги по узкой колее для лесоразработок. Вагоноремонтники начали готовиться к полному внедрению поточного метода ремонта вагонов. Предприятие добилось высоких успехов и по выполнению производственных заданий. Только за счет выпуска валовой, товарной и военной продукции было получено 3,2 млн. рублей прибыли. Производительность труда за 1944 г. возросла на 38 проц. Коллектив завода успешно справился и с заданиями последнего года войны. Он первенствовал в соцсоревновании в честь 25-летия Чувашской АССР, большими трудовыми успехами отметил в сентябре 1945 г. свое десятилетие. За достигнутые производственные успехи 29 июня 1945 г. начальник завода В.Т. Поздняков был награжден орденом Отечественной войны I степени, ряд передовиков производства также удостоены правительственных наград. Эти награды были за большой вклад вагоноремонтников в дело разгрома фашистской Германии. За годы войны они выпустили специальной продукции на миллионы рублей, отремонтировали 16472 вагона, десятки танков, 15 бронепоездов, построили 9 тяжелых бронетранспортеров и 4 бронепоезда, оборудовали 52 специальных военно-инженерных вагона, построили 50 снегоочистителей. Завод в 1944-1945 г.г. не раз выходил победителем Всесоюзного соцсоревнования и завоевывал переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата путей сообщения. За большие производственные достижения в годы войны коллективу вагоноремонтного завода в 1946 г. было передано на вечное хранение переходящее Красное знамя ГКО. 10 апреля 1942 г. в историю города вписано еще одно важное событие: Канаш был выделен из состава Канашского района и отнесен к категории городов республиканского подчинения. Несмотря на трудности военного времени, в республике изыскивались средства на строительство новых предприятий. В 1944 г., к примеру, в Канаше заработал мотороремонтный завод, который был открыт на базе мастерской законсервированного завода "Газоочистка" (ныне там находится корпус №6 автоагрегатного завода). На нем работали 42 человека, использовалось 27 единиц оборудования. В год восстанавливалось в среднем 300 моторов к тракторам. Принимались меры и по улучшению работы железнодорожного транспорта. В частности, для увеличения пропускной способности поездов были построены разъезды, проложены новые пути на станции Канаш. В годы войны немало железнодорожников работало на прифронтовых дорогах. Бригады машинистов П.С. Семенова, Н.А. Соловьева, А.З. Денисова, К.П. Нараткина совершали труднейшие рейсы в прифронтовой полосе. Десятки танков с черной свастикой навсегда остались на советской земле, тысячи гитлеровских солдат нашли себе могилу от мощных ударов бронепоездов, которые водили в бой бригады славных канашских машинистов. Под их паровозами горели и рушились мосты, взрывались немецкие мины и снаряды. В трудные годы Великой Отечественной войны на замену ушедших на фронт мужчин в депо пришли женщины и подростки. До самого ухода на пенсию работали А.М. Кошкина, М.П. Бугаева, А.П. Сымокина, А.И. Иванова и др. Сутками самоотверженно водили составы машинисты И.Н. Деревягин, П.К. Воробьев, Г.А. Гайдученко, М.С. Сергеев, И.Ф. Казачков и другие. Из младшего поколения локомотивного депо вскоре выросла целая плеяда молодых, инициативных железнодорожников. Среди них П.И. Пухов, Н.Б. Бакулин, С.И Черников, Б.Ф. Казиков, П.Н. Никоноров, В.А. Курылев, Н.Г. Печикин, В.Л. Гедмин и многие другие. Примеры ударного труда показывали и на других предприятиях Канаша. 24 сентября 1944 г. в газете "Красная Чувашия" сообщалось: "Включившись в предоктябрьское соревнование, текстильная и ткацкая фабрики заметно повысили темпы работ. Прядильное отделение ткацкой фабрики план второй декады сентября выполнило на 111,3 проц. Смена мастера Степанова 21 сентября дневное задание выполнила на 126,6 проц., смена Некрасова - на 136,5 проц. Ткацкая фабрика №1 также изо дня в день набирает темпы. План второй декады она выполнила на 105 проц. Ткачихи перешли на обслуживание 5-6 станков и значительно перевыполняют сменное задание. Помощник мастера Сусова сейчас перешла на обслуживание 40 станков. Больших производственных успехов достигли работники службы движения ст. Канаш. Комсомольско-молодежная смена, руководимая маневровым диспетчером т. Мансаром и дежурным по станции т. Андроновым, 22 сентября, применив скоростной метод обработки поездов, перевыполнила план отправки поездов и сократила простои транзитных вагонов на 17,6 часа против нормы и простои транзитных вагонов - на 3,8 час. Эта смена сэкономила 5644 вагоночаса. В этот день особенно отличились старшие стрелочники Сидоров и Евдокимов, составитель поездов Петров, грузчики Матвеев и Филиппов". Образование Война потребовала не только коренной перестройки промышленности и транспорта, но и народного образования. Перед коллективами ряда учебных заведений возникло немало трудностей, когда они лишились учебных помещений, лабораторий, общежитий, однако подготовка специалистов не прекращалась. До мая 1942 г. в двухэтажном каменном здании педучилища занятия проводились в три смены: утром с 7 час. занимались учащиеся школ №№ 1,2,3 затем учились студенты финансового техникума, а в третью смену с 18 часов - будущие педагоги. В 1942 г. для них были организованы подготовительные курсы по физкультуре. В мае 1942 г. в этом здании была размещена ткацкая фабрика и педучилище перешло в здание бывшей учительской семинарии. В 1944 г. в педучилище ввели трехмесячные курсы по подготовке воспитателей для детских садов. На эти курсы принимались девушки, окончившие 9-10 классов средней школы. В 1944-1945 г.г. были организованы семимесячные курсы по подготовке учителей начальных классов, которые окончили 56 человек. В те же годы не менее успешно прошли девятимесячные курсы по подготовке преподавателей истории и чувашской истории 5-7 классов. За годы войны педучилище подготовило 279 учителей начальных классов, 122 воспитателя дошкольных учреждений, более 20 библиотекарей. Помимо учебы учащиеся привлекались к различным работам. Так, осенью 1941 г. учащиеся были привлечены к сооружению оборонной линии около дер. Алдиарово Янтиковского района. Они рыли противотанковые рвы, дзоты. Зимой убирали снег с железнодорожных путей, участвовали в лесозаготовках, привлекались к уборке цехов ВРЗ. Силами преподавателей и учащихся были организованы сборы теплых вещей, подарков для бойцов Красной Армии, денежных средств на строительство танков и самолетов. Преподаватели и учащиеся старших классов не имели льгот, они один за другим уходили на фронт, происходила частая смена и руководства училища. Так, в ноябре 1941 г. П.Н. Терентьев, проработавший директором с августа 1937 г., мобилизуется в Красную Армию. Принявший от него директорство Е.С. Семенов через пять месяцев тоже отправляется на фронт. А следом уходит и его преемник - И.Ф. Юрин, побывавший в роли директора всего полмесяца. Затем до конца войны директорами работали Д.З. Захаров, П. Борщ, К. Амплеева, И.В. Жуков. Всего ушло на фронт 19 преподавателей и служащих педагогического училища. Среди них были и те, кто имел большой педагогический стаж работы. С войны вернулись лишь 9 человек. Недолго проучились в своем учебном заведении и учащиеся фельдшерской школы. 5 сентября 1941 г. их перевели в г. Марпосад, а в здании школы разместились производственные цеха текстильной фабрики. В 1944 г. школа вновь сменила свой адрес, переехав в Чебоксары. Лишь в 1947 г. она вернулась в Канаш. В связи с призывом в армию значительного количества квалифицированных кадровых рабочих из сельхозпредприятий особое внимание было уделено подготовке специалистов в Канашской школе механизации сельского хозяйства. Кроме чисто учебной работы, в школе было организовано производство по сборке и ремонту автомобилей, мотоциклов, тракторов, которые отправляли на фронт. Суровые годы войны ввели свои коррективы и в работу железнодорожного училища и школы ФЗО. Так, в ЖДУ стала учиться молодежь из числа эвакуированных, приехавших в Канаш. В свободное от учебы время девушки шили, вязали, вышивали изделия как для своих нужд, так и для фронта. Учащиеся вместе с кадровыми рабочими строили бронепоезда, делали снаряды, сколачивали ящики для них. Несмотря на все трудности, в школе ФЗО и ЖДУ работали драматический, хоровой, струнный кружки. Учащиеся выступали с концертами в клубе ВРЗ, в близлежащих деревнях, выезжали в Чебоксары. Да и в наш город приезжали артисты Чувашского академического театра. Работа эвакогоспиталей Значительный вклад в дело разгрома врага внесли и медицинские работники Канаша. Они вернули в строй многих раненных воинов. Немало сделано ими и по предупреждению эпидемических заболеваний среди населения. Так, в 1941 г. из-за большого перемещения и скопления населения в городе начали появляться первые вспышки сыпного тифа, скарлатины, дифтерии. Чтобы не допустить распространения инфекционных заболеваний, в Канаше был создан санитарно-контрольный пункт при железнодорожном вокзале. С большой самоотдачей трудились медработники и в эвакогоспиталях №№ 3062 и 3070. Госпиталь № 3062 был размещен в здании глазной больницы, саму лечебницу перевели на ул. Б. Хмельницкого в деревянный двухэтажный дом (ныне ул. "30 лет Победы"). Его начальником был С.Ю. Рутштейн, отделениями руководили врачи А.А. Карушкина, Н.А. Турская. Госпиталь функционировал в больнице до октября 1945 г. Другой эвакогоспиталь № 3070 находился в зданиях школ №№ 2 и 13. Этот госпиталь специализировался по приему бойцов с ранами верхних и нижних конечностей. Его начальниками работали А.И. Островский, З.И. Софинская, Б.М. Макаров. В октябре 1945 г. этот госпиталь переименовали в госпиталь инвалидов войны и он просуществовал до 1948 г. В обоих госпиталях работало более 80 человек. Самоотверженно работали в те годы врачи и медсестры А.Ф. Андреева, В.А. Алексеева, И.П. Лундина, А.П. Петрова, Л.А. Солодкова, Н.А. Турская, К.И. Ушмарина, А.А. Карушкина, А.И. Солоткова, К.Ф. Спирина, З.Е. Гадяцкая, А.В. Негуторова и многие другие. Медработники Канаша активно подключились и к сбору средств на строительство танковой колонны "Медработник Чувашии". Комсомольская и пионерская организации Канаша вместе с педагогами организовывали посещение госпиталей, проводили читки газет, помогали раненым писать письма, приносили книги, выступали с концертами, собирали лекарственные травы. В 1942 г., на основании приказа Наркома здравоохранения СССР, в городе начало работать протезно-ортопедическое предприятие, которое располагалось по ул. Кооперативной в одноэтажном деревянном здании. Через два года его перевели в освободившееся деревянное здание по ул. Пушкина, где ранее размещалась городская больница и аптека. Благодаря открытию этого предприятия многие раненые смогли вернуться к мирному труду. Но были и потери. От тяжелых ран, полученных на фронте, умерло около 280 солдат. На братских могилах городского кладбища в их честь поставлены 11 обелисков. Судьбы военнопленных Во время Великой Отечественной войны, особенно в ее первые месяцы, в результате стремительного продвижения вермахта и окружения крупных соединений советских войск, многие военнослужащие Красной Армии оказались в плену. Для наших людей плен - это не только концентрационные лагеря, подпольная борьба, побеги и участие в партизанских отрядах, но и, увы, участие некоторых военнопленных на стороне фашистов против своих братьев с оружием в руках. Всего, по неполным данным, на стороне немецкой армии воевало около тысячи военнопленных из чувашей. После окончания войны оставшиеся в живых военнопленные вернулись, за исключением немногих, домой. Власти обвинили их в предательстве, хотя многие оставались верными присяге Родине, а родных и близких подвергли преследованиям. После жесткой проверки и отсидки в лагерях большинство бывших военнопленных возвратились к мирной жизни. Были в Чувашии и пленные немцы. В начале 1945 г. на территории нашей республики был организован спецлагерь № 509 для интернированных из Восточной Пруссии. В 2 км от Канаша на территории вагоноремонтного завода находилось отделение № 2 спецлагеря. 10 апреля 1945 г. в отделение №2 поступило 857 мужчин. В конце третьего квартала 1945 г. спецлагерь № 509 был ликвидирован. Часть военнопленных передали в другие учреждения НКВД, 108 человек отправили на родину. Из оставшихся сформировали рабочие батальоны. Батальон № 1102 был прикреплен к ВРЗ, в нем находилось 463 пленных, которые проживали в одном из двухэтажных деревянных жилых домов по ул. Чкалова. Победоносное завершение Великой Отечественной войны Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. завершилась военным, экономическим и политическим поражением фашистской Германии и милитаристской Японии. Достойный вклад в общую борьбу советских народов за свободу, честь и независимость Отчизны внесли и канашцы. Они защищали свою Родину на крайнем Севере и в селах Подмосковья, в степях Украины и в горах Кавказа, на берегах Волги и под Ленинградом. Они добивали врага в его логове - Берлине. Они били японских милитаристов и тем самым внесли свою лепту в победу народной революции в Китае. Не покладая рук работали в тылу. 827 канашцев погибли в боях за Родину. В честь них - 9 мая 1985 г. - на ул. "30 лет Победы" был открыт мемориал Славы, до этого здесь находился обелиск Славы. Ежегодно в День Победы сюда приходят тысячи канашцев и возлагают живые цветы, отдавая дань памяти погибшим в благодарность за нашу мирную жизнь. В честь 55-летия Победы - накануне 9 мая 2000 г. - на доме №54 по ул. Комсомольской и на доме №2 по ул. Кооперативной были установлены мемориальные доски памяти Героев Советского Союза И.А. Кабалина и П.Х. Бухтулова, которые проживали в этих домах. Так канашцы почтили наших ветеранов войны, внесших достойный вклад в Победу.