Меня больше всего интересовали новостройки Чувашии и колхозное движение. В конце июля 1934 года художественная подкомиссия ЦИК ЧАССР по подготовке к 15-летию республики и Организационный комитет Союза художников заключили со мной творческий договор на выполнение заказа о строительстве вагоноремонтного завода в городе Канаше (к 15 января 1935 года).
Задача передо мной ставилась сложная, сроки устанавливались жесткие. Однако такой договор меня ни в чем не ограничивал. Мне определили лишь возможные объекты изображения, а художественное их выражение зависело от меня, от того, что я увижу в действительности, на самом деле, что достойно будет вдохновения и воспевания. Не задерживаясь ни на один день, я выехал на Канашскую новостройку, где прожил около года вместе с рабочими.
На объект я приехал, когда строительство только-только еще начиналось, возводились бараки для рабочих-строителей. Стройка находилась в непосредственной близости от моего села, в 10 километрах от него. Это наполнило меня радостью и гордостью. Настроение у меня было приподнятое.
Начальник строительства завода В.В. Дульчин мое появление на стройке воспринял как само собою разумеющееся и создал необходимые условия для работы и жилья. Я, как все рабочие, выходил с утра на стройплощадку, знакомился с рабочими, строящимися объектами, вникал в существо дела.
Долгое время я искал, за что браться, как отобразить такое большое строительство, как найти сюжетную завязку для основной картины, которую я должен быть написать. Здесь все было интересно. Уже предварительное знакомство позволило мне собрать зарисовки и этюды, которых хватило бы не на одну, а на целую серию картин. Наконец, решил остановиться на сцене у бетономешалки. Бетон в наших краях – явление совершенно новое, он, как прочный материал, символизирует социалистическое строительство.
Стройка Канашского вагоноремонтного завода была поистине интернациональной. Здесь работали русские, татары, мордва и люди других национальностей. Познакомился я поближе с одной бригадой, состоявшей в основном из чувашей. Все они были из деревни, впервые на промышленной стройке, одеты по-деревенски, обуты в лапти.
Бригадиром у них работал татарин Ахметзянов, имевший опыт работы на больших стройках, одет в спецовку, в сапогах – выглядел по-другому, по-городскому. Сумел он из недавней крестьянской массы сплотить дружный рабочий коллектив, который задавал тон в соревновании бригад. А темпы строительства диктовались крайне высокие. Уже через 17 месяцев здесь стали ремонтировать первые вагоны. Был какой-то невыразимый словами духовный и трудовой подъем. Видел я силу и мощь крепких молодых парней – типичное поколение новых людей.
Все это привлекало мое внимание, сосредоточило на себе мои мысли. Так возник замысел картины “У бетономешалки”. На данном этапе показалось, что это наиболее концентрированное выражение строительства. Писал портреты рабочих бригады, а также других, которые мне представлялись типичными. Работал долго и упорно. Картину закончил весной 1935 года и назвал ее “Ударная бригада бетонщиков на строительстве Канашского вагоноремонтного завода” (на снимке).
До начала строительства ВРЗ рабочего класса в Чувашии почти не было, он начал только зарождаться. Хотелось отобразить энтузиазм людей, с которым они возводили корпуса предприятия: без больших средств механизации, не имея надлежащих условий труда и отдыха. Гигант второй пятилетки они пустили в строй кратчайшие сроки.
Строители Канашского ВРЗ ознаменовали праздник 1 мая 1935 года не только трудовыми победами, но и открытием клуба с хорошо оборудованной сценой и красиво оформленным фойе. К этому времени было приурочено и открытие здесь выставки моих произведений, отображающих героический труд строителей. В центре экспонировалось большая картина “Ударная работа бетонщиков”, затем портреты строителей, написанные в процессе работы над картиной, множество этюдов, эскизов, предшествующих основному полотну, а всего более 50 произведений.
Рабочие, инженерно-технический персонал и руководители завода отнеслись к моему творчеству с исключительным вниманием, интересом и теплотой. В книге посетителей выставки было многих добрых отзывов и пожеланий. В основном писали, что художник правдиво отобразил нашу действительность, наше время. Заслужить такое признание – высокая честь для человека искусства.
Начальник строительства В.В. Дульчин оставил такую запись: «Работы тов. Спиридонова производят большое впечатление. Социалистическое искусство действенно по своему существу. Оно требует от художника того, чтобы последний своим специфическим оружием, своим мастерством, умением образно мыслить мобилизовал широкие массы трудящихся. Цель пребывания тов. Спиридонова на строительстве вагоноремонтного завода та же, что и у инженера-строителя: строить завод. И с этой задачей тов. Спиридонов справляется неплохо. Его картины, этюды, наброски, зарисовки ударников – это воспевание радости социалистического труда в нашей стране. Они заражают рабочих бодростью, оптимизмом. Зовут людей на подвиги и героические будни, на борьбу за выполнение задач социалистического строительства. Не случайно один рабочий на выставке, указывая на портрет бетонщика, заявил: «Вот что значит быть ударником».
О моей выставке в клубе Канашского ВРЗ, о новой форме работы в нашем Союзе художников писали и говорили тогда много. В газете «“Красная Чувашия» от 16 мая 1935 года появилась статья молодого писателя Алексея Талвира «Художник на стройке» (О работе художника М.С. Спиридонова на Канашском вагоноремонтном заводе).
10 мая 1935 года в Чебоксарах, в Доме колхозника, состоялась выставка моих работ, выполненных в Канаше. Состоялось очень требовательное обсуждение, в котором приняли участие руководители обкома партии, Правительства Республики, видные художники, писатели. Моя работа по договору была одобрена и принята.
Моисей Спиридонов,
заслуженный деятель искусств РСФСР,
народный художник Чувашской АССР.
(Из книги «Крылья памяти», вышедшей в Чувашском книжном издательстве в 1991 г.).