В годы Великой Отечественной войны на Канашском вагоноремонтном заводе были построены несколько бронепоездов, бронеплощадки. Этот материал рассказывает о боевом пути бронепоездов «За Родину» и «Комсомол Чувашии», которые входили в состав 53-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП).
Бронепоезд «Комсомол Чувашии» был построен в к февралю 1942 года и в середине месяца передан командованию ОДБП. Около половины личного состава были посланцы Чувашского комсомола. В марте воинам была передана вторая стальная крепость на колесах – «За Родину».
27 марта жители Канаша проводили их на фронт. Дивизион на фронт отправился через Москву. Там он дислоцировался на станции Лосиноостровская. Боевое крещение бронепоездники получили при отражении налетов вражеских самолетов, сбив один из них.
В начале мая 1942 года дивизион выехал в распоряжение Южного фронта. Боевые действия велись на Юго-Восточной железной дороге под Ростовом – на Дону и дальше к югу.
В районе одной из станций на бронепоезда налетели около 50 самолетов противника. Открыли огонь из 25 зенитных пушек и крупнокалиберных пулеметов. Умело маневрируя, стальные крепости уцелели. Суровый экзамен был выдержан в боях за Ростов – на Дону в июне 1942 года, а затем в районе города Батайск.
Фашисты стремились отрезать от советских войск Северный Кавказ. Цель – захват крупных нефтяных районов. ОДБП перебросили на Северо-Кавказский фронт. В июне он прикрывал переправу бригады морской пехоты на перешейке Азовского моря в районе станции Ахтарск.
Затем наши бойцы получили приказ уничтожить диверсионную группу фашистов в районе станции Коневская – Брюховецкая. Пулеметно – оружейным огнем были прочесаны камышовые заросли, таким образом, десант полностью ликвидировали. В этом бою отличились чувашские воины Н. Орлов и А. Егоров.
Вторую группу, расположенную на хуторе, хотели взять живыми. Но гитлеровцы отчаянно сопротивлялись бешеным пулеметным огнем. Тогда диверсантов уничтожали гранатами и пулеметами. Экипаж также ликвидировал десант на участке железнодорожной линии Каневская-Тимашевская.
8 июля 1942 года немцы прорвались на Северный Кавказ. Дивизион помогал эвакуировать население, промышленное оборудование, запасы хлеба, другие материальные ценности. Маршал Советского Союза С.М. Буденный объявил благодарность личному составу за обеспечение эвакуации более 20 поездов с породистыми лошадьми.
Храбро отстаивали воины бронепоезда “Комсомол Чувашии” здание “Заготзерно” на станции Тимошевская, где диверсанты подожгли зернохранилища. Пожар был потушен, а гитлеровцы уничтожены.
На узловой станции Кущевская дивизион получил приказ быстрым маневрированием удерживать выгодные позиции. Артиллеристы вывели из строя более десяти танков. Пулеметчики метким огнем отражали наступления вражеской пехоты. Мощным артиллерийским и пулеметным огнем подавил огневые точки обороны фашистов вдоль железной дороги и вывел из окружения нашу кавалерийскую дивизию.
На станции Тихорецккая развернулись горячие бои. Неприятель бросил в бой много техники и живой силы. Бронепоезд “Комсомол Чувашии”, поставленный за водонапорной башней, маневрируя, вел артиллерийский огонь по танкам. На поле боя остались подбитые машины. Уцелевшие отступали. Тогда немцы попытались с помощью автоматчиков захватить бронепоезд. Вся станция была усеяна трупами противника.
Зенитчикам Н. Орлову из села Шихазаны и П. Андрееву из деревни Чиршкасы Канашского района удалось сбить самолет-разведчик «Фокке-Вульф». На счету зенитчиков это был десятый фашистский стервятник. Командир бронепоезда Н. Шильников объявил им благодарность.
Получен новый приказ – обеспечить выход из окружения кавалерийской части недалеко от станции Кущевская. Разведка установила, что разъезд заняли гитлеровцы. Вместе с комиссаром Ф. Логиновым на дрезине поехал старший машинист Н. Козлов, имея с собой пулемет, автоматы и гранаты. Вслед за дрезиной следовал «Комсомол Чувашии». Дрезина ворвалась на вокзал. Началась перестрелка. Козлов гранатами уничтожил часть вражеских солдат и офицеров. Но и он был ранен. Тогда Логинов метким броском гранаты уничтожил остальных засевших немцев.
Бронепоезд «За Родину», следовавший за «Комсомолом Чувашии», открыл огонь по танкам. Под прикрытием плотного артиллерийского огня кавалерийский полк вырвался из окружения. Разъезд и станция полностью были освобождены от врага.
Затем 53-й дивизион вступил в бой у станции Кавказская. Было подбито четыре танка, уничтожено много живой силы. Под превосходящими силами противники бронепоезда отступили до станции Тихорецкой в направлении Сальска. Они попали на такой участок, где были разрушены мост и железнодорожные пути, таким образом отрезаны от своих.
Три бронепоезда, в том числе «Комсомол Чувашии» приняли последний бой. Экипажи уничтожили много танков, другой техники, более 400 солдат и офицеров. Кончились боеприпасы, запасы угля, воды. Ясно стало, что стальные крепости могут быть захвачены фашистами.
Последний приказ Ставки Северо-Кавказского фронта от 5 августа 1943 года был таков: “Боеприпасы израсходовать. Все носимое вооружение взять с собой, затворы пушек утопить в водоемах, а бронепоезда взорвать”.
Экипажи, выполнив указание командования, покинули бронепоезда и двинулись в сторону Сальска, ведя бои с фашистскими десантниками.
За период боев на Северо-Кавказском фронте 53-й дивизион уничтожил тысячи солдат и офицеров противника, более 100 танков, подбил более 10 самолетов, разрушил сотни блиндажей и дотов.
Бронепоездники, которые вышли из окружения, были зачислены в разные войсковые соединения и продолжали воевать с гитлеровцами.