19 октября 2015 года исполняется очередная годовщина со дня образования службы следователей-криминалистов. Ее история началась 61 год назад, когда в органах прокуратуры, наделенных в те годы полномочиями по расследованию уголовных дел, появилась должность прокурора-криминалиста. В 2007-2011 годах в связи с реформированием органов прокуратуры и передачей полномочий по расследованию уголовных дел, ранее относившихся к ее подследственности, новому правоохранительному органу – Следственному комитету Российской Федерации (СКР) - служба прокуроров-криминалистов преобразовалась в службу следователей-криминалистов. Однако все эти годы неизменным оставалось ее предназначение: осуществление мероприятий по повышению качества расследования особо сложных и «неочевидных» преступлений, внедрение в практику раскрытия преступлений современных возможностей криминалистической техники, судебной экспертизы и научных рекомендаций, а также повышение профессионального уровня следственных кадров.
По данным статистики, за 9 месяцев текущего года в Чувашской Республике зарегистрировано 83 убийства (за 9 месяцев 2014 года – 72), их раскрываемость превысила 95 %. В результате предпринимаемых мер в 2015 году были установлены все виновные в совершении другой категории особо тяжких преступлений против жизни – умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Количество этих преступлений в текущем году составило 23 факта, что значительно меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда их было зарегистрировано 43.
Обеспечить принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление - профессиональное кредо сотрудников службы криминалистики. Именно поэтому раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы, придается особое значение и это направление деятельности находится на особом контроле руководства следственного управления. Только за 2011-2015 годы раскрыто 210 преступлений прошлых лет, в том числе 10 убийств.
Значительную помощь в раскрытии преступлений, совершенных в условиях неочевидности, оказывают современные виды экспертных исследований и средства криминалистики, позволяющие в кратчайшие сроки установить лиц, причастных к их совершению.
Так, широкое применение в следственной практике получили психофизиологические исследования (далее - ПФИ) с применением полиграфа (так называемого «детектора лжи»). Всего в истекшем периоде 2015 года по материалам проверок и уголовным делам проведено 67 таких исследований, в том числе: в отношении 26 подозреваемых (обвиняемых), 8 потерпевших, а также 11 свидетелей.
Так, например, при помощи полиграфа удалось в кратчайшие сроки вывести на чистую воду убийцу без вести пропавшей 11-летней жительницы города Козловки. Напомним, преступление 52-летний житель города Зеленодольска совершил 12 августа 2014 года и первоначально отрицал свою причастность к нему, однако грамотная тактика расследования и своевременно проведенное психофизиологическое исследование на полиграфе показало, что злоумышленник знает обстоятельства исчезновения девочки, ее гибели и место, где находится ее тело. Поняв, что отпираться бессмысленно, он добровольно признался в убийстве малолетней, а также указал место, где закопал ее тело. По результатам судебного рассмотрения уголовного дела в июне 2015 года злоумышленнику назначено наказание в виде 22 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.
Также полиграф позволил установить виновного в смерти жителя деревни Шульгино Мариинско-Посадского района, который пропал без вести в апреле 2014 года. В мае 2014 года обезглавленное тело последнего, плывущее по реке Волге, было обнаружено местными рыбаками. Несмотря на отрицание убийцей своей вины, его причастность к смерти сельчанина подтвердили результаты исследования на полиграфе. В июле 2015 года суд назначил убийце наказание в виде 9 лет 3 месяцев лишения свободы.
Следует, однако отметить, что результаты психофизиологических исследований на полиграфе, как правило, дают следователю информацию ориентирующего характера, которая в последующем подтверждается другими доказательствами, в том числе и результатами судебных экспертиз. Так, широко в последние годы применяются такие экспертизы, как генетические, одорологические (экспертизы запаховых следов), а также целый ряд других. В частности, по обоим вышеназванным уголовным делам вину обвиняемых подтвердили, как раз результаты судебных генетических экспертиз. В частности, на бушлате убийцы жителя деревни Шульгино Мариинско-Посадского района были обнаружены и изъяты следы крови, которая, как показало проведенное экспертное исследование, принадлежал потерпевшему.
Принят на вооружение такой криминалистический метод как панорамная 3D-фотосъемка, которая используется для более точного воссоздания реальной картины места происшествия в момент преступления. Её применение позволяет совершать так называемые «виртуальные туры» по месту преступления и оценить реальные масштабы трагедий.
Применение технологии лазерного визирования, в частности, позволило в кратчайшие сроки установить мужчину, в августе 2015 года ранившего подростка в городе Чебоксары из пневматической винтовки. Благодаря этому способу было установлено предположительное место, откуда велась стрельба, после чего подозреваемый был задержан, а орудие преступления – изъято.
В следственном управлении также имеется другая современная высокотехнологичная криминалистическая техника, в том числе: газоанализатор, источник экспертного света и цианакрилатовая камера, которые позволяют более эффективно выявлять невидимые следы преступления, в том числе биологического происхождения и микрочастицы.
Например, благодаря применению цианакрилатовой камеры были обнаружены невидимые следы рук на орудии преступления – табуретке, при помощи которой 52-летний житель города Чебоксары в феврале 2015 года расправился со своей 59-летней знакомой в ходе ссоры, возникшей во время совместного распития спиртных напитков. Злоумышленнику судом назначено наказание в виде 7 лет 4 месяцев лишения свободы.
При помощи источника экспертного света на месте убийства 62-летнего чебоксарца было обнаружено замытое пятно бурого цвета, незаметное при обычном освещении. Результаты генетической экспертизы подтвердили версию следствия о причастности к убийству мужчины его 36-летнего сына, который в сентябре 2015 года приговорен к 10 годам лишения свободы.