Всероссийская сельскохозяйственная перепись в вопросах и ответах
Для чего проводится перепись?
1. Почему нужна перепись?
В некоторых государствах сельскохозяйственная перепись проводится ежегодно, в большинстве государств она проводится каждые пять—десять лет. В нашей стране общероссийская сельскохозяйственная перепись проводилась последний раз в 1920 году. В советское время периодически проводились переписи посевных площадей и поголовья скота в хозяйствах населения.
С тех пор во всех сферах жизни России произошли кардинальные изменения. Произошли они и в сельском хозяйстве.
Осуществлены земельная и аграрная реформы, что сделало наше сельское хозяйство многоукладным, базирующимся на разных формах собственности.
Быстрое развитие получил индивидуальный сектор. Если до начала 90-х годов три четверти продукции сельского хозяйства производили крупные сельскохозяйственные предприятия, то в последние годы их доля составляет порядка 43%. Более половины общего объема сельскохозяйственной продукции производится хозяйствами населения. Так, в 2004 году ими выращено 92% всего картофеля, 80% овощей, 89% плодов и ягод, произведено 53% скота и птицы, 52% молока.
Возникла новая категория сельскохозяйственных производителей — крестьянские (фермерские) хозяйства. В 2004 году на их долю приходилось 17% производства зерна, 10% сахарной свёклы, 24% подсолнечника.
Растёт число крупных интегрированных агропромышленных компаний, осуществляющих весь цикл сельскохозяйственного производства — от посева сельскохозяйственных культур, выращивания скота и птицы до доставки и продажи готовой продукции потребителям.
Таковы общие тенденции происходящих структурных изменений. Вместе с тем государство и общество не располагают достаточным массивом информации, которая бы в полной мере отражала современное состояние каждой категории хозяйств, поскольку текущие статистические наблюдения не доходят до каждого хозяйства, каждого двора, каждого садоводческого или огороднического объединения. Получаемые с помощью проводимых выборочных обследований данные не дают полной картины положения дел на территории конкретного региона, муниципального образования. Между тем в результате реформы местного самоуправления, начинающейся с 1 января 2006 года, муниципалитеты обретут широкие и значимые полномочия в решении насущных вопросов жителей сельской местности, что также потребует точного знания о реальных ресурсах, которыми располагают сельхозпроизводители.
Таким образом, государство и общество не имеют сегодня по-настоящему полного представления о состоянии аграрного сектора. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года (ВСХП) призвана предоставить в распоряжение российского государства, российского общества информацию, которая воссоздаст картину положения дел в аграрной сфере во всей её реальности и существенных подробностях.
2. Что является объектом переписи? Какие категории хозяйств она должна охватить?
Согласно закону «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» объектом ВСХП выступают юридические и физические лица, которые являются собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеют сельскохозяйственных животных. Исходя из этого определения, переписи подлежат следующие категории хозяйств:
- сельскохозяйственные организации;
- крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели;
- личные подсобные хозяйства и другие индивидуальные хозяйства населения;
- садоводческие, огороднические, животноводческие и дачные некоммерческие объединения граждан.
Представление о масштабах ВСХП-2006 дают следующие цифры. Перепись должна охватить примерно:
- 50 тыс. крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций;
- 270 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств;
- 40 тыс. индивидуальных предпринимателей;
- 24 млн. личных подсобных хозяйств;
- 75 тыс. садоводческих, огороднических, животноводческих и дачных некоммерческих объединений граждан.
Как видим, это в полном смысле огромная работа, успешное осуществление которой требует огромных организационных усилий, значительных финансовых средств, привлечения большого числа людей, хорошо проработанного методологического обеспечения. А главное — требуется понимание государственной и общественной необходимости переписи, как можно более полное участие в ней тех, кого она непосредственно касается, — сельскохозяйственных производителей.
3. Каковы цели переписи?
Предназначение ВСХП — получение статистической информации, которая бы в совокупности давала полную картину положения дел в сельском хозяйстве нашей страны и тем самым служила основой для принятия обоснованных политических и управленческих решений, направленных на ускорение экономического и социального развития российского села, повышение качества жизни сельских тружеников.
Получение такой информации обеспечивается посредством реализации следующих целей.
1) Формирование информационных ресурсов, содержащих статистические сведения об основных характеристиках российского сельского хозяйства. Это данные о том, сколько всего хозяйств и каких организационно-правовых форм имеется в стране, о земельных ресурсах и их использовании, о посевных площадях сельскохозяйственных структур, о поголовье скота и птицы. Это данные о наличии и видах дорог, о доступе хозяйств к сетям энерго-, тепло- и водоснабжения, об имеющихся производственных помещениях, о наличии сельскохозяйственной техники, машин и оборудования. Данные о трудовых ресурсах: численности работников, их возрасте, уровне образования и др. Получить эти сведения в масштабах всей страны можно только посредством Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
2) Перечисленные данные собираются и сводятся на уровне не только субъектов Российской Федерации, страны в целом, но и муниципальных образований. Это позволит создать современную систему статистического учёта в области сельского хозяйства, которая охватит каждое муниципальное образование.
3) Собранные в ходе переписи характеристики российского сельского хозяйства явятся базисом для проведения статистических наблюдений, статистических обследований, позволяющих отслеживать и оценивать динамику последующих изменений. Тем самым государство будет постоянно располагать сопоставимыми данными о ситуации в аграрном секторе вплоть до проведения очередной Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
4) Система статистических показателей, созданная в ходе переписи, будет соответствовать международным стандартам. Она сделает более корректными и точными сопоставления статистических данных, касающихся отечественного сельского хозяйства, с аналогичными показателями других стран, статистическими выкладками и оценками международных организаций.
4. Региональные и местные власти знают положение дел в сельском хозяйстве на своих территориях. Разве не было бы проще и дешевле получить нужную информацию от них, а не затевать дорогостоящую всероссийскую перепись?
Не следует переоценивать осведомлённость администраций. Более или менее надёжными сведениями они располагают по сельскохозяйственным организациям. Ощутимо меньше объём и надёжность их сведений по крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям. Ещё меньше — по личным подсобным хозяйствам, объединениям садоводов, огородников, дачников. В том, что ситуация такова, убеждают результаты пробной переписи, которая прошла в четырёх субъектах Российской Федерации, опыт многих других регионов.
Так что единственным инструментом получения объективных и полных данных является сельскохозяйственная перепись. Ничего лучшего мировая практика предложить не в состоянии.
5. Является ли сельскохозяйственная перепись политической акцией? Если да, то кому она выгодна, какие политические цели преследует?
Ни в вопросах переписи, ни в самом этом мероприятии нет абсолютно ничего, что ущемляло бы жизненно важные интересы одних социальных групп и давало бы преимущества, выгоды другим социальным группам. Перепись свободна от политической борьбы, конкуренции партийных программ, платформ. Создание процветающего аграрного сектора, — а именно на это в конечном счёте направлена перепись, — отвечает коренным интересам всех жителей нашей страны, каковы бы ни были их идейные и политические позиции. В этом смысле Всероссийская сельскохозяйственная перепись находится вне политической борьбы.
В то же время для страны, где немалая часть населения живёт в сельской местности, занята в аграрном секторе, проведение такой важной общественной акции, какой является перепись, имеет большое политическое значение. Ведь ускорение развития экономики России, сокращение масштабов бедности в нашей стране неотделимы от улучшения ситуации в сельском хозяйстве. Так поставил вопрос президент России Владимир Путин, на это нацелен национальный проект подъёма аграрного сектора российской экономики, российского села, подготовленный по его инициативе.
Благодаря Всероссийской сельскохозяйственной переписи политические силы, структуры гражданского общества впервые за многие десятилетия получат возможность участвовать в формировании и осуществлении аграрной политики, контролировать действия власти на данном направлении, опираясь на знание действительного положения дел на всех уровнях — общероссийском, региональном, муниципальном. Это позволит свести к минимуму издержки, связанные с бюрократизмом и политиканством.
Таким образом, перепись — это акция, в успешном проведении и умелом использовании результатов которой объективно заинтересованы все социальные слои, все общественно-политические силы России.
6. Нужна ли перепись населению страны?
Когда государство, общество плохо знают или неверно представляют состояние того или иного сектора своей экономики, тогда неизбежны ошибочные управленческие решения, долгосрочная стратегия подменяется «латанием дыр» и «авральными работами», возникает реальная угроза деградации отрасли. За последние пятнадцать лет российский аграрный сектор не раз оказывался в подобной ситуации. А ведь такая огромная по размерам территории и величине населения страна, как наша, не может рассчитывать на прорыв в экономике, социальной сфере, улучшении качества жизни людей, не сделав своё сельское хозяйство высокотехнологичным, продуктивным, конкурентоспособным.
Вот почему намечаемая перепись — не только статистическое мероприятие, которое нужно лишь самому сельскому хозяйству и власти. Она необходима всему российскому обществу.
Граждане должны знать, с каким аграрным сектором наша страна вступила в XXI век, каковы его структура, ресурсный и технологический потенциал, социальные характеристики, на что можем реально рассчитывать в части насыщения рынка качественными и доступными по цене продуктами питания, обеспечении продовольственной безопасности страны. Наконец, что нужно сделать, чтобы российское сельское хозяйство стало высокопроизводительным и конкурентоспособным, труд в нём — привлекательным и престижным.
7. Проводились ли социологические исследования, призванные выяснить отношение граждан к предстоящей сельскохозяйственной переписи? Если проводились, что они показали?
Да, подобные исследования проводились. Они показали, что большинство населения рассматривает предстоящую перепись как мероприятие, которое нужно не только власти, но и всему обществу. По данным социологов (июль-август 2005 года, т.е. еще до начала информационно-разъяснительной работы), проведение сельскохозяйственной переписи поддерживают 50% жителей города и 51% жителей села, а ненужной её считают лишь 16% всех опрошенных.
Социологи отмечают настроенность большинства граждан на участие в переписи. Так, среди тех, кто имеет личное подсобное хозяйство, почти 83% с той или иной степенью уверенности заявили о готовности отвечать на вопросы переписчиков.
Словом, большинство российских граждан сознают не только административное, но и общественное значение предстоящей переписи, готовы участвовать в ней.
8. Получит что-либо от переписи каждый её участник в отдельности?
Успешное проведение переписи будет способствовать улучшению качества жизни тружеников сельского хозяйства. Но при условии, что те из них, кто подпадает под перепись, дадут полные и точные ответы на вопросы переписных листов. Тем самым участники переписи станут соавторами будущих законов, федеральных, региональных и муниципальных программ, решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных на развитие сельского хозяйства.
Так, ответы на вопросы, касающиеся возраста, уровня образования, профессиональной подготовки, занятости сельскохозяйственных производителей, помогут властям разработать адресные программы, направленные на создание новых рабочих мест, осуществление мер, делающих труд в сельском хозяйстве привлекательным для молодёжи, развитие сети учебных заведений, курсов, готовящих квалифицированные кадры для аграрных отраслей экономики.
Данные о наличии машин и оборудования, построек производственного назначения, закупки, хранения, переработки и сбыта позволят вооружить более точными количественными и качественными ориентирами производителей сельскохозяйственной техники. В кредитную и лизинговую политику государства будут внесены изменения, основанные на более точном знании реальных потребностей аграрного сектора, тех экономических и финансовых проблем, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные организации, фермеры и т.д.
Зная действительные размеры и структуру посевных площадей, государство, бизнес в состоянии разработать меры, стимулирующие сельхозпроизводителей к восстановлению плодородия земель, включению их в интенсивный хозяйственный оборот с учётом требований рынка.
Перепись позволит уточнить обеспеченность хозяйств различных типов, садоводческих, огороднических, дачных объединений дорогами, водоснабжением, электроэнергией, газом, телефонной связью и т.п. Благодаря этому государственные и муниципальные власти смогут решать эти проблемы, составляя адресные программы, обеспеченные необходимыми ресурсами.
И так — по каждому направлению аграрной политики. Чем полнее и точнее ответы сельскохозяйственных производителей на вопросы переписных листов, тем ощутимее и весомее её результаты для страны, для каждого отдельного труженика аграрного сектора, жителя села.
9. В выступлениях представителей российской власти, материалах средств массовой информации говорится о том, что перепись поможет повышению конкурентоспособности нашего сельского хозяйства на внешних рынках. Разве это невозможно сделать без переписи?
Конечно, и без переписи сельское хозяйство России постепенно поднимается. За последние годы Россия стала продавцом зерна, тогда как в годы советской власти оно в нашу страну ввозилось, экспортёром некоторых других видов сельскохозяйственной продукции.
Однако, по большому счёту, реализована лишь малая часть аграрного потенциала нашей страны. Важным шагом к дальнейшей интеграции российского сельского хозяйства в мировую экономику, укреплению его позиций на внутреннем и внешних рынках, снятию административных барьеров на пути российских товаров станет вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО ООН). Эти международные организации ожидают от своих членов открытости информации о сельском хозяйстве. Да и для нас самих важно лучше знать как свои возможности, конкурентные преимущества, так и слабые места в этой сфере.
Проведение в нашей стране сельскохозяйственной переписи поможет более эффективно решать задачи, связанные с интеграцией отечественного сельского хозяйства в мировую экономику.
10. Ответственность за проведение, обработку и опубликование результатов сельскохозяйственной переписи несёт федеральная власть. А какова роль в подготовке и проведении переписи субъектов Российской Федерации?
Россия — федеративное государство не только по форме, но и по существу. Это значит, что никакая стратегия, никакая политика, никакое мероприятие в ней не могут рассчитывать на успех, если они задумываются и осуществляются без поддержки и участия субъектов Российской Федерации.
Эту истину в полной мере подтвердила Всероссийская перепись населения 2002 года, в проведении которой роль регионов была очень значимой. Не является исключением и Всероссийская сельскохозяйственная перепись. В её проведении роль субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, пожалуй, ещё значительней, поскольку сельское хозяйство особенно тесно «завязано» на региональные и муниципальные органы власти.
Задачи органов государственной власти субъектов Российской Федерации в проведении переписи определены статьёй 9 Федерального закона «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи». Согласно закону региональные органы власти осуществляют следующие функции:
- представляют имеющиеся у них сведения об объектах сельскохозяйственной переписи;
- предоставляют помещения для работы лиц, осуществляющих сбор сведений об объектах сельскохозяйственной переписи, и хранения переписных листов, обеспечивают транспортными средствами;
- помогают подбирать на местах людей, способных выполнять работу по сбору сведений об объектах сельскохозяйственной переписи;
- наделяют региональные и муниципальные переписные комиссии, органы местного самоуправления полномочиями, определяющими их функции в подготовке проведения сельскохозяйственной переписи.
Как видим, на региональные и муниципальные органы возложены задачи, от успешного выполнения которых в очень большой степени зависит успех всей переписи. Поэтому не будет преувеличением сказать, что именно их активность, добросовестность, организованность во многом решают дело.
11. Из каких источников финансируется сельскохозяйственная перепись? Не станут ли расходы на её проведение дополнительным бременем для региональных и местных бюджетов, которые и без того не всегда сводят концы с концами?
Перепись действительно финансируется за счёт бюджета, но бюджета исключительно федерального. Все расходы, связанные с подготовкой и проведением переписи, подведением и опубликованием её итогов, хранением переписных листов, оплачивает федеральная власть. В том числе расходы субъектов Российской Федерации, связанные с переписью. Средства, выделенные на её подготовку и проведение, субъекты Российской Федерации имеют право расходовать только на эти цели.