П а с п о р т
муниципальной программы города Канаш
«Развитие культуры в городе Канаш Чувашской Республики
на 2014–2020 годы»
Муниципальный заказчик
|
–
|
Администрация города Канаш Чувашской Республики (далее – Администрация г.Канаш).
|
Основные разработчики программы
|
–
|
Отдел культуры, по делам национальностей и архивного дела;
сектор специальных программ администрации г.Канаш.
|
Ответственные исполнители
программы
|
–
|
Отдел культуры, по делам национальностей и архивного дела;
сектор специальных программ администрации г.Канаш.
|
Цели муниципальной программы
|
–
|
обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям;
обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни;
формирование в обществе норм и установок толерантного сознания и поведения, уважительного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям;
создание условий для гармоничного развития языков и культур народов, проживающих на территории г.Канаш.
|
Задачи муниципальной программы
|
–
|
расширение доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам, сохранение культурного и исторического наследия;
поддержка и развитие художественно-творческой деятельности населения г.Канаш;
укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика конфликтов на социальной, этнической и конфессиональной почве;
пропаганда толерантного отношения к людям другой национальности, культуры, обычаев и традиций, языка и вероисповедания;
выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической и экстремистской деятельности.
|
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы
|
–
|
к 2021 году будут достигнуты следующие показатели:
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства – 43100,0 рублей;
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры, – 100 процентов;
количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения – 250 единиц;
уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры – 95,0 процентов;
85,0 процентов – доля населения города Канаш, оценивающего состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Канаш как удовлетворительное;
80,0 процентов – доля педагогических работников общеобразовательных учреждений в городе Канаш, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам профилактики терроризма и экстремистской деятельности.
|
Этапы и сроки реализации муниципальной программы
|
–
|
2014–2020 годы
|
Перечень подпрограмм
|
–
|
подпрограмма «Развитие культуры в г.Канаш»;
подпрограмма «Обеспечение реализации муниципальной программы «Развитие культуры в городе Канаш на 2014–2020 годы».
подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремистской деятельности в городе Канаш Чувашской Республики».
|
Исполнители подпрограмм
|
–
|
муниципальные учреждения культуры;
учреждения и организации различных форм собственности г.Канаш;
общественные организации и объединения г.Канаш.
|
Объемы и источники финансирования
|
–
|
Прогнозируемый объем финансирования муниципальной программы составляет 122284,90 тыс. руб., в том числе:
в 2014 году – 16574,30 тыс. рублей;
в 2015 году – 16900,80 тыс. рублей;
в 2016 году – 17074,80тыс. рублей;
в 2017 году – 17571,40 тыс. рублей;
в 2018 году – 17957,20 тыс. рублей;
в 2019 году – 18078,20тыс. рублей;
в 2020 году – 18128,20тыс. рублей;
из них средства бюджета города Канаш 107982,00 тыс. рублей (88,3%), в том числе:
в 2014 году – 14991,00 тыс. рублей;
в 2015 году – 15159,00 тыс. рублей;
в 2016 году – 15159,00 тыс. рублей;
в 2017 году – 15464,00 тыс. рублей;
в 2018 году – 15639,00 тыс. рублей;
в 2019 году – 15760,00 тыс. рублей;
в 2020 году – 15810,00 тыс. рублей;
из внебюджетных источников - 14302,90 тыс. руб.(11,7%), в том числе:
в 2014 году – 1583,30 тыс. рублей;
в 2015 году – 1741,80 тыс. рублей;
в 2016 году – 1915,80 тыс. рублей;
в 2017 году – 2107,40 тыс. рублей;
в 2018 году – 2318,20 тыс. рублей;
в 2019 году – 2318,20 тыс. рублей;
в 2020 году – 2318,20 тыс. рублей;
Объемы финансирования за счет бюджетных ассигнований уточняются при формировании городского бюджета г. Канаш на очередной финансовый год и плановый период.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
|
–
|
внедрение инновационных технологий, повышение конкурентоспособности учреждений культуры;
вовлечение населения в активную социокультурную деятельность, реализация творческих инициатив населения;
повышение доступности и качества предоставляемых услуг в учреждениях культуры г.Канаш;
создание условий для развития языков и культур народов, проживающих на территории г.Канаш, повышение их общей культуры и гармонизация отношений граждан разных национальностей в обществе;
социальный эффект от реализации мероприятий Программы будет выражен в повышении защищенности общества и населения города Канаш от актов терроризма и проявлений экстремизма, увеличении степени толерантности общества.
|
Система организации и контроля за исполнением программы
|
–
|
Ежеквартально, до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца, отдел культуры, по делам национальностей и архивного дела предоставляет информацию о ходе реализации программы в отдел экономики администрации г. Канаш.
|
Раздел I. Характеристика сферы реализации муниципальной программы города Канаш «Развитие культуры в городе Канаш Чувашской Республики на 2014–2020 годы»
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. ВКонцепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний». Исключительная роль культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике связана с повышением профессиональных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества».
Отрасль культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, архивного дела, поддержке и развитию исполнительских искусств, кинематографии, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры.
В настоящее время сеть муниципальных учреждений культуры города Канаш составляют 4 учреждения: муниципальное бюджетное учреждение «Городская централизованная библиотечная система», объединяющая 7 библиотек, автономное учреждение «Городской Дворец культуры» и его структурное подразделение - клуб «Элеватор», муниципальное бюджетное учреждение «Краеведческий музей» города Канаш.
На территории города Канаш насчитывается 17 памятников истории и культуры, внесенных в республиканский реестр (далее - объекты культурного наследия). Два из них – учительская семинария (1915 года постройки) и водонапорная башня (1925 г.) – нуждаются в капитальном ремонте.
Большую работу по сохранению, изучению и популяризации памятников истории и культуры города проводит муниципальное бюджетное учреждение «Краеведческий музей». Фонды музея постоянно пополняются музейными предметами и по состоянию на конец 2013 года в краеведческом музее насчитывается 4945 предметов основного фонда и 1406 предметов – научно-вспомогательного. Ежегодно краеведческий музей посещает более 6 тыс. человек, организуется более 30 выставок из собственных фондов и собраний музеев республики.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области культуры является поддержка и стимулирование деятельности любительских коллективов художественного творчества. В 23 клубных формированиях городского Дворца культуры занимаются 353 человека. 6 коллективов носят звание «народный». Ежегодно народные коллективы и отдельные исполнители принимают участие в городских и республиканских фестивалях и конкурсах.
Среди основных достижений, кардинально изменивших место и роль библиотек в жизни общества, - появление возможности выбора информации между традиционными печатными и электронными носителями, паритетность обслуживания как локальных, так и удаленных пользователей, создание собственных электронных библиографических ресурсов. Уровень компьютеризации библиотек в городе Канаш составляет 100 процентов.
Формируется Сводный каталог книг библиотек города Канаш, ведется ретроконверсия традиционных каталогов в электронную форму. Произошли изменения в технологии обслуживания читателей, ресурсной и материально-технической базе.
В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры.
Вместе с тем многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными.
Устаревшая и изношенная материально-техническая база учреждений культуры по-прежнему не позволяет внедрять инновационные формы работы, информационные технологии, а также привлекать в отрасль молодые кадры. Остро нуждаются в ремонте Центральная библиотека, филиалы №1,3,4 Централизованной библиотечной системы.
Остается низким показатель пополнения книжных фондов. Если норматив ежегодного пополнения фонда 250 книг в расчете на 1000 жителей, рекомендуемого Модельным стандартом, то в городе Канаш этот показатель составляет 84 экземпляра на 1000 жителей.
Творческие коллективы и солисты достойно представляют культуру города Канаш, как в Чувашской Республике, так и в регионах России. Особенно показательна в этом плане деятельность народных коллективов городского Дворца культуры. Вместе с тем, отсутствие необходимых финансовых средств не позволяет творческим коллективам и солистам участвовать в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах, тем самым снижая возможности создания положительного творческого имиджа города Канаша за пределами республики.
Недостаточное бюджетное финансирование музейной отрасли отрицательно сказывается на состоянии безопасности и сохранности музейных фондов, уровне научно-исследовательской и научно-просветительной деятельности. Музей нуждается в ремонте основного зала, обновлении и построении новых современных стационарных экспозиций. Он слабо оснащен специализированным фондовым и экспозиционно-выставочным оборудованием. Замедлился процесс пополнения фондовых собраний и музейных коллекций.
Нуждается в капитальном ремонте система отопления единственного культурно - досугового центра города Канаш – Дворца культуры. Низкая температура в помещениях Дворца культуры создает дискомфорт зрителям и участникам мероприятий.
Необходимо провести реставрационные работы объектов культурного наследия: учительской семинарии и водонапорной башни, а также обеспечить достойное содержание имеющихся на территории объектов культурного наследия.
Реализация муниципальной программы «Развитие культуры в городе Канаш на 2014-2020 годы» (далее - муниципальная программа) позволит оптимизировать и модернизировать сеть муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения республики ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть их творческий потенциал.
Раздел II. Основные цели и задачи муниципальной программы, показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроки реализации муниципальной программы.
Приоритеты в сфере культуры определены Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, ежегодными посланиями Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики, Концепцией развития культуры в Чувашской Республике.
В соответствии с долгосрочными приоритетами развития целями муниципальной программы являются:
обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям;
обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни;
формирование в обществе норм и установок толерантного сознания и поведения, уважительного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям;
создание условий для гармоничного развития языков и культур народов, проживающих на территории города Канаш;
Показателями (индикаторами) достижения целей муниципальной программы (Приложение №1) выступают:
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры;
уровень удовлетворенности населения качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры;
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры;
количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения;
Достижение основных целей предполагает решение ряда задач:
расширение доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам, сохранение культурного и исторического наследия;
создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры;
укрепление материально-технической базы отрасли культуры;
поддержка и развитие художественно-творческой деятельности;
укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика конфликтов на социальной, этнической и конфессиональной почве;
совершенствование системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи, поддержка одаренных детей;
гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, создание условий для сохранения культур народов, проживающих в городе Канаш, как целостной системы духовных ценностей общества;
создание условий для сбора и научной обработки документов исторического и культурного значения в фондах музеев, библиотек, обеспечение их перевода на современные электронные носители;
создание правовых, организационных и иных условий для увеличения доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, а также на традиционные культурные, нравственные и семейные ценности.
Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы определены исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач муниципальной программы (табл. 1). Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения).
Таблица 1
Цели муниципальной программы
|
Задачи муниципальной программы
|
Целевые индикаторы (показатели) муниципальной программы
|
обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям
|
расширение доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам, сохранение культурного и исторического наследия
|
соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате Чувашской Республике;
уровень удовлетворенности населения качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры
|
обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни
|
поддержка и развитие художественно-творческой деятельности
|
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры;
количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения
|
формирование в обществе норм и установок толерантного сознания и поведения, уважительного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям;
|
содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика конфликтов на социальной, этнической и конфессиональной почве
|
доля граждан, оценивающих состояние межнациональных отношений в городе Канаш как удовлетворительное (по данным социологических исследований)
|
Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной программы «Развитие культуры в городе Канаш» и их значениях приведены в приложении № 1 к муниципальной программе.
Срок реализации муниципальной программы - 2014-2020 годы. Достижение целей и решение задач муниципальной программы будут осуществляться с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов в экономике и социальной сфере.
Раздел III. Перечень программных мероприятий муниципальной программы.
Выстроенная в рамках настоящей муниципальной программы система целевых ориентиров (цели, задачи, ожидаемые результаты) представляет собой четкую согласованную структуру, посредством которой установлена прозрачная и понятная связь реализации отдельных мероприятий с достижением конкретных целей на всех уровнях муниципальной программы.
Задачи муниципальной программы «Развитие культуры в городе Канаш Чувашской Республики» будут решаться в рамках трех подпрограмм.
I. Подпрограмма «Развитие культуры в городе Канаш» включает четыре основных мероприятия:
основное мероприятие 1. Обеспечение деятельности музеев и постоянных выставок. Мероприятие направлено на создание условий для более широкого доступа населения к музейным собраниям; развитие новых форм музейной деятельности;
основное мероприятие 2. Обеспечение деятельности библиотек. Мероприятие направлено на обеспечение свободного доступа населения к информации и знаниям, модернизацию информационной деятельности библиотек и создание электронных ресурсов на основе новых технологий, их интеграцию в мировую информационную инфраструктуру;
основное мероприятие 3. Обеспечение деятельности учреждений в сфере культурно-досугового обслуживания населения. Мероприятие направлено на сохранение нематериального культурного наследия и трансляцию лучших образцов народной культуры, мониторинг ситуации и основных тенденций культурно-досуговой сферы; внедрение современных технологий в целях повышения качества оказания культурных услуг; формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сферах культуры , создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни.
Основное мероприятие 4. Культура. Мероприятие направлено на организацию и проведение общегородских праздников, фестивалей (мероприятий), на выявление талантов, создание условий для творческого роста.
II. Подпрограмма «Обеспечение реализации муниципальной программы «Развитие культуры в городе Канаш на 2014-2020 годы» включает два основных мероприятия:
Основное мероприятие 1. Расходы на выплаты зарплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функции государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями.
Основное мероприятие 2. Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.
III. Подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремистской деятельности в городе Канаш Чувашской Республики»;
Основное мероприятие 1. Покупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Раздел IV. Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы «Развитие культуры в городе Канаш Чувашской Республики на 2014-2020 годы» за счет всех источников. (Приложение №2)
Расходы муниципальной программы формируются за счет средств бюджета города Канаш и за счет внебюджетных источников.
Прогнозируемый объем финансирования муниципальной программы «Развитие культуры города Канаш на 2014-2020 годы» составляет 122284.90тыс. рублей.
Финансирование Программы
(тыс. рублей)
Годы
|
Всего объем финансирования
|
В том числе за счет средств
|
бюджета города Канаш
|
внебюджетных источников
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2014
|
16574,30
|
14991,00
|
1583,30
|
2015
|
16900,80
|
15159,00
|
1741,80
|
2016
|
17074,80
|
15159,00
|
1915,80
|
2017
|
17571,40
|
15464,00
|
2107,40
|
2018
|
17957,20
|
15639,00
|
2318,20
|
2019
|
18078.20
|
15760,00
|
2318,20
|
2020
|
18128,20
|
15810,00
|
2318,20
|
Итого
|
122284.90
|
107982,00
|
14302,90
|
Предусматривается программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования бюджета города Канаш.
К внебюджетным источникам отнесены доходы от уставной деятельности учреждений, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан и организаций.
Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
Раздел V. Механизм реализации Программы, организация управления
и контроль за ходом ее выполнения.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет отдел культуры, по делам национальностей и архивного дела администрации города Канаш.
Отдел культуры осуществляет общее руководство Программой, проводит текущую работу по подготовке и реализации программных мероприятий, обеспечивает взаимодействие подразделений администрации города Канаш в области культуры, вносит предложения по коррективам Программы на основании результатов работы за год, подготавливает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнование мероприятий Программы на очередной финансовый год, рассматривает ход и итоги ее реализации на годовых совещаниях работников культуры.
Соисполнители Программы ежегодно представляют информацию о проделанной работе и ходе выполнения запланированных мероприятий в отдел культуры администрации города Канаш, который сводит, обобщает информацию и доводит до руководства администрации города Канаш.
Раздел VI. Оценка социальной и бюджетной эффективности муниципальной программы.
В качестве основных критериев реализации муниципальной программы (критериев оценки эффективности) выделяются критерии:
- социальной эффективности;
- экономической эффективности;
- эффективности муниципального управления.
В ходе реализации муниципальной программы будут достигнуты следующие результаты:
повышение качества и расширение спектра муниципальных услуг в сфере культуры;
обеспечение доступа к культурному продукту путем информатизации отрасли;
внедрение новых технологий в деятельность библиотек, включая работу библиотек в режиме удаленного доступа;
вовлечение населения в активную социокультурную деятельность, реализация творческих инициатив населения путем продвижения культурного продукта;
формирование конкурентной среды в отрасли культуры путем расширения грантовой поддержки творческих проектов муниципальных учреждений культуры;
участие сферы культуры в формировании комфортной среды жизнедеятельности города Канаш Чувашской Республики;
увеличение оплаты труда работникам муниципальных учреждений культуры;;
увеличение уровня удовлетворенности населения качеством и доступностью оказываемых населению муниципальных услуг в сфере культуры.