7.1. Современная архитектурно-планировочная организация территории города и его функциональное зонирование
Город Канаш расположен в центральной части Чувашской Республики, на пересечении железнодорожных магистралей Москва – Казань и Красный Узел (Саранск – Чебоксары).
Железная дорога территориально разделяет горд на две части. Регулярная планировочная структура и функциональное зонирование города были определены генеральным планом 1935 г. (г. Горький «Крайпрогор») и генеральным планом 1980 г. (Ленгипрогор). Кроме этого были разработаны «Проекты детальной планировки» на отдельные районы. Город развивался территориально в соответствии с этими документами. В результате частичной реализации указанных проектов, определился современный образ г. Канаш.
Расположение города с железнодорожным узлом в центре Республики и наличие автомобильных дорог регионального и республиканского значения, связывающих г. Канаш со многими районами Чувашии, вызвали необходимость размещения в нем значительных производственных территорий, в состав которых входят крупные промышленные предприятия.
В городе сложилось три промышленных зоны: восточная, западная, приуроченные к железной дороге, и северная.
В этих зонах расположены следующие основные предприятия:
Восточная зона:
- вагоноремонтный завод
- завод ЖБК
- завод «Полимерстройматериалы»
- АБЗ
- элеватор
Западная зона:
- автоагрегатный завод
- завод электропогрузчиков
- авторемонтный завод
Северная зона:
- завод Элара
- завод резцов
- мебельная фабрика
- инструментальный завод
Кроме промышленных зон, значительные территории заняты производственно-коммунальными зонами, в состав которых входят торговые базы и склады.
Коммунально-складские территории располагаются в полосе отвода железной дороги в северо-восточной части, а также на территориях, примыкающих к магистрали Цивильск – Ульяновск – Сызрань.
Селитебная зона расположена к северу и к югу от железной дороги и ограничена с трех сторон, исключая южное направление.
Главные транспортные магистрали широтного направления: ул. Пушкина, которая через ул. К. Маркса выходит на Янтиковское шоссе, связывающее город с Янтиковским районом, пр. Ленина ул. Кирова и Чернышевского.
Главной транспортной магистралью меридионального направления, по которой осуществляется связь (через путепровод под железной дорогой) с северной частью города, является ул. 30 лет Победы, имеющая внешний выход в Канашский район, ул. Московская, Разина.
Кроме этого, дополняют регулярную планировочную структуру города ул. К. Маркса, Чкалова, Канашская, Чапаева.
В западной части города в меридиональном направлении проходит магистраль регионального значения Цивильск – Ульяновск – Сызрань.
Северная часть города не имеет четкой планировочной организации. Основная структурообразующая ось – это ул. Железнодорожная, идущая вдоль полосы отвода железной дороги.
Планировочная структура отражает поэтапное развитие города с севера на юг.
Селитебные территории располагаются в непосредственной близости с производственными, частично попадая в зону вредности от промпредприятий.
В городе выделяется планировочно несколько районов:
- Центральный
- Южный
- Восточный
- Западный
- Северный.
Центральный район – основной район города. Территориально он превосходит остальные. Планировочно он состоит из прямоугольных кварталов капитальной 3 – 4 этажной застройки по ул.Пушкина и пр.Ленина и зоны усадебной застройки, расположенной к югу от капитальной.
В этом районе, вдоль пр. Ленина, формируется начинающийся от Центральной площади центр города. Здесь расположены важнейшие административные, общественно-деловые и культурные здания.
Среди них – здание городской администрации, Дом культуры стадион, финансово-экономический техникум, медицинское и педагогическое училища и другие учебные заведения, здания банков, предприятия связи, торговли, кафе, рестораны, городской рынок.
К западу, юго-западу от Центральной площади расположен Парк культуры и отдыха, организованный на основе дубовой рощи. В нем размещается городской стадион, спортплощадки, детский городок аттракционов, различные павильоны, колесо обозрения. Планировочно основными аллеями он связывает Центральный район с Западным и Южным.
Западный район непосредственно примыкает к внешней магистрали регионального значения Цивильск – Ульяновск. Он сформирован, в основном, многоэтажной капитальной застройкой и частично усадебной застройкой, примыкающей к полосе отвода железной дороги.
Южный район – это район нового капитального строительства (5-ти этажные дома). Здесь же сделан отвод под усадебную застройку. Частично эти участки уже застроены.
Кроме Южного района, новое капитальное строительство ведется в Восточном районе города. С окончанием строительства нескольких жилых домов, школы и детского сада, полностью завершится формирование жилого квартала вдоль Янтиковского шоссе. В квартале по пр. Ленина, непосредственно примыкающему к восточной промзоне, возводится новая церковь.
Северный жилой район – самый старый район г. Канаша. Отсюда началась история современного города. Застройка представлена, в основном, усадебным фондом. Новое капитальное строительство ведется вдоль ул. Железнодорожной и в направлении автовокзала.
Здесь расположено здание железнодорожного вокзала с привокзальной площадью, на которой находятся гостиница, ресторан, магазины, краеведческий музей, кинотеатр.
Несмотря на то, что город Канаш относительно молодой город, в нем есть памятники истории и культуры.
К ним относятся: Храм Святителя Николая (1901 г.); здание учительской семинарии (1914 г.);
водонапорная башня ж/д станция Канаш – Восточный (1925 г.); водонапорная башня ж/д станция Канаш – Западный (1892 г.). В отдельных зданиях центрального района в годы Великой Отечественной войны размещались эвакогоспитали, на ул. Свободы находится братская могила погибших за укрепление советской власти во время кулацко-эсеровского мятежа в 1921 г.
Характерен рельеф города Канаша. К нему со всех сторон подходят овраги и балки. Отдельные овраги и отвершки частично засыпаны, а остальные заняты садовоогородными участками, большая часть которых находится в зоне санитарной вредности от предприятий, очистных сооружений и свалки.
Таким образом, анализируя современную архитектурно-планировочную организацию города, можно сделать следующие выводы:
- В связи с тем, что город разделен железной дорогой на две части, затруднены связи Северного района с предприятиями и учреждениями, расположенными южнее железной дороги;
- Из-за отсутствия обходной дороги грузовой транспорт, идущий с северного, западного и южного внешних направлений, в восточный промрайон и ВРЗ, проходит через центральные районы города. Кроме этого, трассы грузового транспорта, связывающего два промрайона между собой, также проходят черех Центральный район города;
- Отсутствует благоустройство дворового пространства в квартале жилой застройки. Оно, в основном, занято самовольно поставленными гаражами;
- Внешний вид города портит наземная прокладка инженерных сетей;
- Значительная часть садово-огородных участков находится в зонах санитарной вредности;
- Не решено благоустройство парка, скверов, садов и бульваров;
- Пруды, имеющиеся в городе, загрязнены и не учитываются в планировке города.