4. Анализ реализации решений предыдущего генерального плана
Предыдущий генеральный план города Канаш был разработан институтом «Ленгипрогор» в 1980 году. Анализ реализации показал, что функционально город развивался в соответствии с генеральным планом. Однако темпы строительства, заложенные в генеральном плане 1980 года, не соответствовали реальному положению, они оказались значительно ниже, чем предполагалось. Вследствие этого ряд жилых районов усадебной застройки, подлежащих реконструкции под капитальную многоэтажную застройку, не был освоен. Строительство многоэтажных кварталов велось в основном на свободных территориях в восточной и западной частях города. Началась незначительная реконструкция жилого квартала в северной части города на сносе деревянных домов большой степени износа. Эти участки в генеральном плане были зарезервированы под капитальное строительство.
Производственные территории практически остались на тех же площадках, но в таком объеме, как предлагалось предыдущим генпланом, освоения не произошло.
Остались свободными территории севернее автовокзала, в восточном промрайоне вдоль Янтиковского шоссе.
Отступлением от генерального плана является размещение площадок для индивидуальных гаражей и садоводческих участков. Они практически заняли все заовраженные территории в городе.
Экономическая база города. Население
Расчетный срок предыдущего генерального плана практически совпадает с исходным годом разработанного генплана г.Канаш.
В отличие от планируемого предыдущим генпланом значительного усиления промышленной составляющей, увеличения мощностей предприятий и роста занятых, в период перестройки и перехода к рыночной экономики произошел спад производства и сокращения численности занятых не только на промпредприятиях, но и во всех отраслях хозяйства города. В предыдущей проектной документации намечался их рост на 36%.
По сравнению с исходным годом предыдущего генплана, число занятые в настоящий момент в промышленности сократилось на 43%, во внешнем транспорте – на 36%. Количество строителей сократилось практически вдвое. Значительно меньшую градоформирующую роль стали играть объекты материально – технического снабжения и сбыта, с переводом части крупных республиканских складских объектов в г.Чебоксары.
В связи с этими обстоятельствами не был достигнут намеченный рост численности населения до 70,0 тыс. человек. Более того, кризисное положение в экономике послужило снижению населения с 1998 г. Наметился миграционный отток и естественное движение населения стало отрицательным. Как и намечалось лица пенсионного возраста составили 17 % всего населения. Увеличилась смертность и за последние 3-4 года превысила рождаемость почти в два раза. Значительно упала рождаемость. Доля лиц моложе трудоспособного возраста составляет 20% против намеченной – 24%.
Значительно выросла доля лиц трудоспособного возраста с 58% до 63%. В перспективе эта тенденция может негативно отразиться на структуре населения города с ускоренным ростом лиц пенсионного возраста и резким уменьшением доли трудоспособного населения и детей.
Такой сценарий развития возможен при инерционном развитии экономики города, без активного управленческого вмешательства со стороны местных и республиканских властей с целью внесения новых функций города в системе расселения и его устойчивого развития.
Жилищное строительство
Депрессивное состояние экономики отрицательно сказалось на строительной отрасли в городе. Так, в преиод начала 80-х годов среднегодовой ввод жилья составлял порядка 20 тыс. м2 общей площади в год. К 1996 г. объемы строительства не только не выросли, но и сократились до 13 тыс. м2 общей площади в год. Намечалось с ростом населения города увеличение темпов строительства до 30 тыс. м2 общ. пл. в год для достижения средней жилой обеспеченности – 18 м2 общ.пл/чел. На исходный период средняя жилищная обеспеченность составляет 16,8 м2 общ.пл./чел.
В настоящий период происходит некоторое выравнивание темпов строительства (17-18 тыс. м2 общ./год), однако не все введенные официально жилые дома полностью закончены за отчетный период. Все большую роль в решении жилищной проблемы играет строительство частного усадебного жилья. Однако острая нехватка свободных территорий тормозит процесс строительства индивидуального жилого фонда. В предыдущем генеральном плане этот вид строительства не рассматривался вообще. Основным видом новой застройки предусматривалось многоэтажное строительство и было реализовано на 63%. Значительная часть города, предлагаемая под многоэтажную застройку по-прежнему занята усадебным жилым фондом, ставшим в большей степени частным. Это во многом отвечает менталитету местного населения – чувашам издревне имеющему сельский уклад жизни и тянущемуся больше к земле, привнося, в некоторой степени, сельский образ жизни в городскую среду.
Объекты культурно – бытового обслуживания
Значительное отставание происходит в сфере строительства учреждений культурно – бытового обслуживания и спектра предоставляемых услуг. Большая часть всех этих учреждений была построена в период до перестройки. Относительно благоприятная обстановка сложилась с объектами детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и детского внешкольного образования. Этими видами обслуживания население города обеспечено сверх нормативов. Однако это в большей степени объясняется снижением доли лиц моложе трудоспособного возраста. В городе все больше встает проблема содержания этих объектов, поэтому ряд этого вида учреждений уже закрыты и переоборудуются под другую функцию.
Железнодорожный транспорт
Осуществлено:
- Строительство вторых главных путей на участке «Канаш - Саранск» с развязкой их в разных уровнях с ж.д. линией «Москва Свердловск» с юго – западной стороны ст.Канаш I.
- Строительство пешеходного моста через ж/д пути ст. Канаш II.
Не осуществлено:
- Строительство путепровода в северо – восточном конце ст. Канаш II.
Автомобильный транспорт
Осуществлено строительство:
— участка автодороги федерального значения «Цивильск – Ульяновск - Сызрань» в обход городских территорий по западной границе города Канаш;
— автовокзала на 500 мест (вместо намечаемого генпланом на 300 мест).
Внутригородские транспортные связи
Население города, принимаемое по генеральному плану к настоящему времени не достигнуто и имеет величину составляющую 76% от предполагаемого, не достигнуты намечаемые объемы жилищного строительства, развитие промышленности, а как следствие не произошло и развитие улично – дорожной сети и городского транспорта.
Не осуществлены:
Изоляция жилых районов от транзитных и грузовых потоков автотранспорта.
Пробивка ул. Пушкина в створе Спортивного переулка с выходом к проходным автоагрегатного завода
Строительство дороги грузового движения по южной границе города для снятия движения грузового автотранспорта, проходящего через жилую застройку города.
Реализация предлагаемой генпланом основной магистрали общегородского значения в створе ул. Коммунаров, так как это повлекло бы снос значительного количества существующей застройки.
Сеть магистральных автодорог в западном промрайоне.
Пешеходные переходы через ж.д. пути в створе улиц Лермонтова и Шихраны
Строительство путепровода через ж.д. магистраль в районе элеватора.
Остальные предложения по организации магистральных направлений предусмотренных генпланом осуществлены. Осуществлено строительство путепровода в створе ул. Некрасова.
Проектом предусматривалось увеличение магистральной сети до 46 км при этом плотность магистральной сети составила бы — 2.3 км/км2. В настоящее время протяжение магистральных улиц достигло проектной величины и составило 41.2 км, а плотность — 2.2 км/км2. К концу расчетного срока проектом предусматривалось благоустройство всей улично – дорожной сети, что не произошло. В настоящее время благоустроено лишь 50% от общего протяжения.
Принимаемая норма автомобилизации на 1000 жителей не достигнута, кроме легкового муниципального автотранспорта.
Таблица 4.1
Автотранспорт |
По проекту |
Сущ. в 2002 г. |
Легковые |
150 |
130 |
в том числе: |
|
|
принадлежащие гражданам |
135 |
103 |
муниципальные |
15 |
27 |
Мотоциклы и мотороллеры |
70 |
29.6 |
Генеральным планом было определено количество подвижного состава, работающего на городских маршрутах в количестве 70 единиц, однако в 2002 году оно составило лишь 33 единицы. При этом, ожидаемый коэффициент выпуска подвижного состава 0.85 достиг лишь величины 0.57. Принимаемая эксплуатационная скорость 20 км/час достигла лишь 17.2 км/час. Ожидаемый годовой объем перевозок — 12.5 млн. пасс. в 2002 году составил лишь — 8.7 млн. пасс.
При существующих двух автозаправочных станций, проектом предлагалось строительство еще одной, а при существующей одной СТО строительство еще одной. В настоящее время функционируют шесть АЗС и одна частная СТО.
Хранение индивидуального транспорта предусматривалось в гаражах боксового типа и на открытых стоянках, что и осуществляется в настоящее время.
Система зеленых насаждений
В рамках реализации предыдущего генерального плана общая площадь зеленых насаждений в городе выросла на 21 га.
В основном это произошло за счет расширения центрального городского парка (на 17,8 га), с восточной стороны которого на достаточно обширной территории заложены посадки березы.
По заказу администрации города Чебоксарским филиалом Главного ботанического сада Российской Академии наук выполнены комплексные научные исследования и разработаны проекты озеленения нескольких конкретных объектов, в том числе в СЗЗ промышленных предприятий. Однако ни один из них не был реализован.
Незначительно расширены некоторые скверы, подсажены придорожные зеленые полосы.
Проектная площадь зеленых насаждений 98,0 га не достигнута.
Качественного улучшения состояния зеленых насаждений в городе не произошло. Ассортимент древесно-кустарниковых пород не изменился.
Водоснабжение
В ранее разработанном генплане на расчетный срок (2000-2005 г.г.) предполагалось расселение 70 тыс. человек и развитие промышленности. Водопотребление из городского водопровода при этом было определено в 44,8 тыс. м3/сут. В настоящее время в городе проживает 53,1 тыс. человек и общее хозпитьевое водопотребление составляет порядка 13 тыс. м3/сут., в том числе 1,2 тыс. м3/сут. промпредприятий.
В генплане определялись источники водоснабжения:
- сохранение существующего поверхностного водозабора на р. М. Цивиль;
- развитие до проектных потребностей существующего подземного Бахтияровского водозабора.
В настоящее время водоснабжение города осуществляется из подземных источников Бахтияровского водозабора и строящегося с 1995 г. Высоковского водозабора.
Канализация
Расход канализационных стоков, при расселении 70 тыс. человек в генплане составлял 42,7 тыс. м3/сут., в том числе 16,6 тыс. м3/сут. от промпредприятий. Намечалось строительство дополнительных блоков КОС с нормативной степенью очистки, производительностью проектных потребностей.
В 1999г начато строительство дополнительного блока КОС производительностью 10 тыс. м3/сут., при реализации которого общая производительность нормативно очищенных стоков составит 20 тыс. м3/сут.
Проектом предполагалась подача очищенного стока в систему оборотного промводоснабжения. Часть предприятий в настоящее время используют очищенные стоки в оборотном водоснабжении. («Полимерстройматериалы», «Канаш-стройтранс»), строится станция оборотного водоснабжения на ВРЗ.
Электроснабжение
Предыдущим генеральным планом намечалось:
—расширение п./ст «Канашская» путем установки еще одного автотрансформатора мощностью 125 МВА,
—реконструкция подстанции «Тормозная», замена существующих трансформаторов 2*25 на два трансформатора мощностью 40 МВА каждый,
—строительство п/ст 110/10 «Лесная»,
—демонтаж п/ст «Восточная»,
—сооружение ВЛ 220 кВ Чебоксарская ГЭС - Канаш, ВЛ 220кВ Канаш - Алатырь, ВЛ 110кВ «Тормозная» - Лесная.
Из намеченных мероприятий выполнены:
—на п/ст «Канашская» проведена установка еще одного автотрансформатора 125 МВА, а также трансформаторов 1*40 и 1*3,2 МВА,
—не проведена замена трансформаторов на п/ст «Тормозная»,
—Построена п/ст 110/35/10 кВ «Лесная»,
–п/ст «Восточная» не демонтирована, осуществлена ее реконструкция с установкой двух трансформаторов по 10 МВА,
—осуществлено строительство намечаемых ВЛ.
Теплоснабжение
В настоящее время значительная часть жилой застройки охвачена централизованным теплоснабжением от ТЭЦ ВР 3 и промкотельной КЗЭП.
Генеральным планом 1980 г. намечалась установка на ТЭЦ котла ПТВМ-100. В настоящее время установлены только котлы ПТВМ-30М. Тепловая производительность ТЭЦ - 169 Гкал/час.
Покрытие тепловых нагрузок юго-западного района осуществляется за счет расширения котельной КЗЭП, а не от котельной автоагрегатного завода, как предполагалось ранее.
Из 23 групповых и индивидуальных котельных в настоящее время работают 9. Они обслуживают, в основном, северную и центральную части города.
Практически все источники теплоснабжения переведены на газ. Газоснабжение потребителей города осуществляется по отводу от магистрального газопровода Ямбург - Тула. ГРС находится в районе пос. Шимкусы.
Инженерная подготовка
За период, прошедший с момента выпуска генерального плана г. Канаш в 1980 г., мероприятий по инженерной подготовке практически не проводилось.
Отсутствие мероприятий по организации и очистке поверхностного стока способствуют оврагообразованию, повышению уровня грунтовых вод. Неочищенный поверхностный сток вызывает загрязнение водоемов рыбохозяйственного значения (рек Аниш и Ута).