3. Положение и роль города Канаш в Чувашской республике и в районной системе расселения
Город Канаш занимает архиважное экономико-географическое место в Чувашской республике, являясь наиболее крупным после гг.Чебоксары и Новочебоксарск промышленным центром и транспортным узлом.
Канаш располагается на пересечении основных республиканских планировочных осей – железнодорожных магистралей Москва-Казань и автодороги федерального значения Ульяновск-Цивильск, меридиональной трассы, обеспечивающей связь города с южными районами и имеющей на севере выход на автодорогу «Волга» и далее на Чебоксары.
Автодорога «Аниш» связывает город с группой восточных районов и также имеет выход на автодорогу «Волга» (Н.Новгород-Канаш).
Хорошие транспортные связи, а также промышленный и культурный потенциал города определили его место в планировочно-расселенческой структуре.
В работе «Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Чувашской республики» статус города определен следующим образом:
- Планировочный центр Восточной планировочной зоны;
- Зональный опорный центр системы расселения Восточной планировочной зоны;
- Центр групповой системы расселения северной части Восточной планировочной зоны;
- Центр местной системы расселения (Канашский и Янтиковский районы).
Дальнейшее экономическое и территориальное развитие Канаша следует рассматривать только комплексно, с учетом как непосредственно примыкающих к городу населенных пунктов (таких как Малые Бикшихи, Большие Бикшихи и Сугайкасы), так и ряда населенных пунктов, входящих в т.н. Канашский «куст2, но также связанных с городом общей социальной инфраструктурой, наличием ежедневной трудовой миграцией и т.д. К так называемому «дальнему поясу» можно отнести п. Шихазаны, Сиделево, Атнашево, Ухманы, Девлизерово (в северной части), Ямурза, Нов. Турмыши, Хучель, Лесной (в восточной части), Каликово, Шакулово, Аниш-Ахпердино (в южной части), Чагаси, Мокры, Семеновка, Кармамеи, Нов. Мамеи, Байгильдино (в западной части).
Все перечисленные населенные пункты образуют сопряженную систему поселений, входят в зону градостроительного влияния Канаша, который можно считать центром.
Данную территорию необходимо рассматривать как пригородную зону, где будут происходить преимущественно градостроительное развитие. Пригородная зона – это территория совместных градостроительных интересов города и района, реализуемых в соответствии с федеральными и местными законодательными актами, нормативной и градостроительной документацией.
Эта зона требует введения особого регламента по ее использованию, поскольку здесь сталкиваются интересы города и района в части:
- размещения коллективных садоводств и новой усадебной застройки для жителей г. Канаш.
- организации зоны отдыха.
- дальнейшго развития инженерной и транспортной инфраструктуры.
- размещения новых производственных и складских площадок и т.п. (Канаш – крупный транспортный узел).
Положение города на пересечении транспортных потоков диктует необходимость активного развития сервисной инфраструктуры, в связи с чем, намечается в зоне автомобильной трассы Ульяновск-Цивильск размещения крупного многофункционального автосервисного комплекса, включающего в себя центры по продаже сельхозтехники, электропогрузчиков, средств автотранспорта, центры по продаже запчастей, информационные центры и центры связи, гостиницы, мотели, кафе. В состав автосервисных комплексов войдут АЗС, СТО, автостоянки большегрузных машин, предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания.
Перераспределение функций между Канашом и смежными поселениями сделал возможным расширение урбанизированных территорий без расширения городских земель и радикального пересмотра городской черты.
Спорные вопросы между городскими и районными службами относительно данной территории могут быть решены в «Схеме комплексного градостроительного развития пригородной зоны», где будут установлены дополнительные ограничения на градостроительную деятельность – градостроительный регламент использования территории, обязательный к выполнению федеральными, местными (город и район) и прочими землепользователями.
К числу основных документов, регламентирующих хозяйственную и градостроительную деятельность данной территории, относятся Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях», «Положение о водоохранных зонах, водных объектах и их прибрежных защитных полосах», СанПиН 2.2.1/2.1.1031 –01 и др.