По переписи населения 1926 года в городе проживало 2323 человека, в том числе русских 67%, чувашей - 27%, татар - 5%. Развитие города предопределяла железная дорога:
"Были стране нужны эти рельсы,
Словно вода, словно воздух и свет,
Аккомпанируя новой песне,
Мчались составы сквозь город Совет..."
«Восемь десятков – ни много, ни мало,
Время, Канаш, тебе насчитало.
Из небольшого поселка Шихраны
Годы и люди тебя поднимали…»
Эти строки из песни Канашской поэтессы В.П. Введенской отражают только часть истории Канаша, т. е. период с 6 июня 1925 года, когда ему был присвоен статус города. Но своими корнями Канаш уходит гораздо в более древний период истории. Действительно, Канаш возник не на пустом месте – в город был преобразован небольшой поселок Шихраны, который в 1920 году получил название Канаш (Совет). А какова же история самого поселка Шихраны?
В краткой истории г. Канаша (Ю.А. Каховский и др.) приводятся сведения из краеведческих исследований Л.И. Иванова, посвященных Канашу: 1588 году на это место со среднего течения реки Вятка, с так называемой Арской земли, где проживало чувашское население, переселился чуваш по имени Атищ. Вместе с семьей и родственниками он основал маленькое поселение, которое по его имени стало называться Атищево. В писцовой книге за 1646-47 гг. Свияжского уезда, к которому относилось поселение, сказано, что в Атищево в то время было три двора. Через 100 лет там уже было 132 двора. А рядом с селением Атищево образовалось еще одно – деревня Шихраны, куда переселялось население из Казанского уезда. В 1781 году Шихраны и Атищево зачислили в Цивильский уезд, а вскоре они слились в одну деревню – Атищево-Шихраны (в народе просто Шихраны). И, может быть, Шихраны так и остались бы деревней, если бы через нее не пролегло строительство железной дороги.
15 июня 1891 года выходит распоряжение императора Александра II, согласно которому Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги должно приступить к строительным работам от Рязани до Казани. В тяжелейших условиях проходило это строительство, к которому привлекалось местное население. Каждый из строителей мог бы сказать о себе словами Н.А. Некрасова из стихотворения «Железная дорога»:
«Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой…»
Рабочие уходили, не выдерживая такой жизни, но на их место приходили новые. В ходе строительства дороги на территории Цивильского уезда было принято решение о постройке станции. Самой подходящей территорией оказалось селение Шихраны. Здесь и была утверждена одноименная станция III класса. 22 декабря 1893 года через нее проследовал первый поезд и с этого момента начинает свое официальное существование железнодорожная станция Шихраны и поселок при ней – будущий город Канаш.
Железная дорога послужила бурному развитию. Шихраны становятся крупным торговым центром, так как через станцию проходит все, чем была богата Чувашия – лес, сельскохозяйственные продукты. К 1811 году в Шихранах действовало более 40 крупных торговых фирм, появились местные купцы и лесопромышленники, строили склады и купцы-иностранцы.
В начале века (1900 год) в поселке проживало около 600 человек. При этом не было ни школ, ни больниц, ни библиотек, ни других культурных заведений. В 1905 году на трудовые деньги крестьян была построена церковь. К 1912 году в поселке открылось высшее начальное училище, а с 1914 года начала действовать учительская семинария. К 1917 году здесь уже проживало 1447 человек. В начале 1919 года была проложена новая железнодорожная линия на Арзамас. Шихраны становятся узловой станцией, растет и поселок.
Революция и гражданская война затормозили их развитие, но после начинаются большие работы по восстановлению разрушенного хозяйства, прежде всего – железнодорожного транспорта. Было начато и строительство 2-й станции Шихраны.
В 1920 году, после того, как была образована Чувашская автономная область, станции Шихраны и поселку при ней было присвоено новое название – Канаш. В 1925 году с преобразование Чувашской АО в ЧАССР Постановлением Президиума ВЦИК от 6 июня поселок Канаш был отнесен к числу городов и для него началась новая история города Канаша, которому исполняется 80 лет.
За предвоенные годы в городе было закончено строительство второй станции Канаш, вступила в строй первая электростанция, построены птицефабрика, мясокомбинат, хлебозавод, маслозавод, мотороремонтный, котельно-сварочный заводы и многие другие объекты. Но самым мощным толчком в развитии города стало сооружение вагоноремонтного завода, которое началось в марте 1934 года, а в сентябре 1935 года ВРЗ выпустил партию капитально отремонтированных вагонов. ВРЗ, как тогда говорили, стал всенародной стройкой, и на не съезжались люди со всего Советского Союза. Для многих город становился родным:
«Город наш детский и молодежный,
Город рабочих и пожилых,
Пусть на другие так он похожий,
Нам он роднее всех остальных…»
(В. П. Введенская)
Здесь жили, работали, обзаводились семьями, а когда прозвучал сигнал тревоги – отсюда уходили на фронт. Вместе с коренными канашцами:
«Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые,
Война гуляет по России…»
Канашцы – участники Великой Отечественной войны вписали славную страницу в историю города. Более 2500 с оружием в руках сражались на фронтах, 827 не вернулись с полей сражений. Троим канашцам – П. Бухтулову, И.Кабалину и И. Федорову – было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Два канашца – Ю.Боровков и А. Родичкин – были участниками легендарного парада победителей в 1945 году на Красной площади. Более 800 канашцев были награждены орденами и медалями. А город, проводив своих сыновей и дочерей на фронт, жил по суровым законам военного времени. Коллектив ВРЗ в годы войны неоднократно завоевывал переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны и Совета Министров СССР, которое после победы было оставлено предприятию на вечное хранение. За 1941-1945 гг. здесь было построено и отправлено на фронт 6 бронепоездов, 49 отремонтировано. Канашские машинисты, призванные на войну, водили бронепоезда, совершали труднейшие рейсы в прифронтовую полосу. В городе размещались 2 эвакогоспиталя - №№3062 и 3070. Кажется, что это о Канаше написаны строки поэта А. Прасолова:
«Тревога военного лета
Опять подступает к глазам,
Шинельная серость рассвета
В осколочной оспе вокзал.
Спешат санитары с разгрузкой,
По белому красным кресты,
Носилки – пугающе узки,
А простыни – смертно чисты…»
Более 16 тысяч бойцов и командиров излечились в канашских госпиталях. 279 – похоронены в братских могилах на Канашском кладбище, и за ними ухаживают школьники и студенты города.
В мае 1945 года пришла долгожданная Победа. Возвращались с войны канашцы, приезжали, отслужив в армии, уроженцы и других городов и сел, устраивались на предприятия и стройки города:
«И, отбросив усталость, про раны забыв,
Канашцы-солдаты вчерашние,
В цеха и на стройки пошли, как в прорыв,
Чтоб город стал лучше и краше…»
Эстафету у старшего поколения подхватили дети и внуки, и их трудом и стараниями город действительно стал современным, красивым, чистым, ухоженным, особенно в последние годы. Конечно, во многом это произошло благодаря усилиям и неуемной энергии руководителя города В. И. Полукаровой.