В 2016 году 88% российских потребителей, опрошенных онлайн, сказали, что хотя бы однажды совершали покупку в интернете.
Чаще всего приобретают в Сети одежду и аксессуары - 53% отметили, что имеют такой опыт. 38% покупали онлайн книги и музыку столько же — электронику. 34% российских потребителей заказывали через интернет билеты на различные мероприятия, 33% — косметику и средства для ухода за собой, 30% брали путевки и оплачивали отели и билеты.
Наименее популярными категориями для онлайн-шопинга в России являются свежая продукция (3%) и упакованные продукты питания (5%).
В России предпочтения покупателей в отношении офлайн- и онлайн-торговли разнятся в зависимости от категории товара. Так, 56% тех, кому необходимы путевки, билеты и отели, склонны обращаться к интернету. Несмотря на то, что большинство имеют опыт покупки одежды и аксессуаров в Сети, 45% отмечают, что все же чаще приобретают их в обычном магазине, 33% — офлайн и онлайн с одинаковой периодичностью, 22% — чаще в интернете.
Что касается свежих продуктов, то 74% россиян преимущественно ходят в обычные магазины, 19% используют и офлайн-, и онлайн-каналы, и лишь 7% делают заказы в Сети. Вместе с тем в мире доля онлайн-покупателей свежей продукции заметно выше — 23%, и при этом 33% глобальных потребителей совмещают покупки в интернете с походами в магазины.
Заказанные за последние полгода в интернет-магазинах товары 70% россиян оплачивали наличными при получении. В мире оплата наличными курьеру не слишком популярна – таким методом пользуются в среднем 36% потребителей; 8% – во Франции, 12% – в Германии, 16% – в Великобритании и 22% – в Испании.
62% российских потребителей отметили, что не доверяют онлайн-магазинам информацию о своей банковской карте, 57% сомневаются, что данные, переданные через сеть, находятся в безопасности.
Нарушения в сегменте интернет-торговли
Электронная торговля в современных условиях является быстроразвивающейся и постоянно модернизирующейся моделью ведения бизнеса.
Наиболее часто встречающимися нарушениями в данном сегменте интернет-торговли являются:
- не соблюдение сроков удовлетворения требований потребителя;
- отказ в принятии товара в установленные законодательством сроки;
- отказ в возврате денежных средств;
- продажа товара, не соответствующего заявленным на сайте характеристикам;
- отсутствие необходимой и достоверной информации на сайте о продавце;
- не предоставление установленной законодательством информации о сроках возврата товара при передаче потребителю.
Отдельной проблемой является вопрос эффективного и оперативного пресечения распространения через Интернет продукции, оборот которой запрещен либо ограничен.
Потребительские права в цифровую эпоху.
Права потребителя при приобретении товаров дистанционным способом:
Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его получения, а после получения товара при наличии всех данных продавца - в течение 7 дней.
В случае отсутствии информации о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества срок возврата увеличивается до 3 месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца (товарный чек, квитанция, накладная).
Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней, с даты предъявления соответствующего требования.
В случае если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.
При приобретении дистанционным способом некачественного товара потребитель имеет право:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков. Потребитель имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.