г. Канаш Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Так рождался Канашский вагоноремонтный завод

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://gkan.cap.ru/
2006-й год для коллектива нашего завода особенный. 16 июня он будет отмечать 70-летие со дня  основания первенца индустрии Чувашской Республики – Канашского ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтного завода, преемником которого ныне стало закрытое акционерное общество «Промтрактор-Вагон».
Идя навстречу юбилею предприятия, редакция газеты начинает публиковать серию материалов об истории, становлении, развитии, сегодняшних делах и заботах, лучших людях, ветеранах производства самого многочисленного в городе, славного коллектива завода.
Первый материал из этой серии, уважаемые читатели, расскажет о событиях далеких тридцатых годов прошлого века, когда в Канаше рождался вагоноремонтный завод.
В 1933 году Народный  комиссариат СССР принял решение о строительстве вагоноремонтного завода в Чувашской АССР. Для разработки генерального плана строительства в республику прибыли специалисты проектного института «Ленпроектзаводтранс».
Было принято решение возводить завод в Канаше, который отличался выгодностью географического расположения, являлся большим железнодорожным узлом, находился в центре ЧАССР.
Разработка генерального проекта завершилась к концу года. 21 февраля 1934 года Нарком путей сообщения утвердил его.
На площади в 44,2 гектара планировалось возвести товарный и механический комбинаты, кузнечный, чугунолитейный, деревообделочный, утилизационный цехи, пожарное депо, газогенераторную и кислородную станции, компрессорную, теплоэлектроцентраль, разные склады и другие объекты.
В полутора километрах от заводской площадки наметили построить соцгородок с благоустроенными домами для будущих вагоноремонтников. Впервые в Канаше должны были появиться дома с центральным отоплением, водопроводом и канализацией. На реке Малый Цивиль решили соорудить плотину, водозаборные и очистные сооружения, проложить до вагоноремонтного завода 9,6 километровую трассу с тремя насосными станциями.
На строительные работы государство выделило 78 миллионов рублей, в том числе 20 миллионов – на социально-культурное и жилищное строительство. Интересный факт: объем капитальных вложений по ВРЗ в два с лишним раза превышал вложения в промышленность республики за первую пятилетку.
Проектная мощность была рассчитана на капитальный ремонт в год 7200 грузовых вагонов грузоподъемностью от 16,5 до 50 тонн.
В основных цехах предстояло смонтировать 28 мостовых и консольных кранов, построить чугуно-литейный цех мощностью 5 тысяч тонн литых деталей в год, 27 километров железнодорожных путей, 4500 погонных метров асфальто-бетонных дорог.
Масштабы стройки по тому времени были огромны. Проектом предусматривалось смонтировать в цехах 140 различных станков, 28 молотов и прессов,  30 печей и горнов, сотни правильных плит, приспособлений, баков, верстаков и другое оборудование.
С вводом в эксплуатацию всего производственного и социально-культурного комплекса по существу рождался новый город. Без единого преувеличения можно утвердить, что своим становлением, развитием Канаш обязан вагоноремонтному заводу. Он был, остается самым главным предприятием города.
Начальником строительства вагоноремонтного завода назначили В.В. Дульчина. Он был известным специалистом в этой отрасли, руководил многими новостройками в стране.
Виктор Владимирович, внимательно ознакомившись с проектом, положением дел на месте, принял решение прежде всего создать жилищную базу, построить клуб, школу, детский сад, больницу, амбулаторию с аптекой, столовую, хлебопекарню, баню-прачечную, магазины, ларьки, склады, конюшню с кузницей и др. Скоро в Канаш приехали еще два специалиста Т.В Пронин и Н.Р. Рубинштейн.
Строительство ВРЗ объявилось ударной. Начался набор рабочих. Только за первую неделю на стройку прибыло более 500 человек – добровольцев. Они разгружали песок, гравий, бутовый камень, шпалы, рельсы, лесоматериал. Рабочие проживали в районе железнодорожного вокзала, расстояние протяженностью 5 км до стройки и обратно они ежедневно преодолевали пешком. Сооружались простейшие укрытия, землянки, палатки.
26 марта 1934 года началось строительство железнодорожного пути и жилых домов. Большую помощь в перевозке грузов оказывали крестьяне. По утрам на стройку собиралось более 300 подвод. Добрый пример показывали бригады плотников С. Андреева, возчиков С. Никитина и Н. Артюхова.
Во время массового субботника, в котором приняло участие более 10 тысяч человек, проживающих в городе и селениях Канашского района, стройка была обеспечена необходимыми материалами на период весенней распутицы.
За короткий срок сдали в эксплуатацию временные общежития, столовую, ледник, амбулаторию, магазин, хлебопекарню.
Проводились конкурсы за звание лучшей бригады, инженерно-технических работников, походы за экономию стройматериалов, лучший инструмент. Работали кружки техминимума, передовой опыт лучших распространялся среди других рабочих.
За три весенних месяца 1934 года  строители освоили более 1,5 миллиона рублей, значительно перевыполнив план.
В мае были созданы партийная (секретарь И. Кудряшов, заместитель начальника строительства), профсоюзная (председатель Н. Иванов) и комсомольская (секретарь Г. Ефимов) организации. Всего на строительных работах в то время было занято 976 человек. Для проживания рабочих Нарком путей сообщения выделил 54 специальных вагона. И еще один факт: специалисты стройки оказали большую помощь колхозам в ремонте сельскохозяйственной техники.
Строители вагоноремонтного завода  должны были сдать в эксплуатацию  к 7 ноября 1935 года корпус товарного комбината.
Высокими темпами возводилась насыпь железнодорожного пути. Рылись траншеи, делались опалубки. Были созданы четыре прорабских участка. Принимались меры по повышению производительности труда, качества работ, ответственности строителей, заимствованию  и внедрению передового опыта. Заработали различные кружки, спортивные секции. 124 человека без отрыва от производства учились на водителя автомобиля.
По состоянию на первое июля 1934 года на стройке трудилось 1512 человек.
Настал долгожданный день. 6 июля – в день 14-й годовщины  Чувашской АССР  был заложен первый камень в фундамент  промышленного гиганта республики. По этому случаю состоялся  торжественный митинг. Закладку камня  доверили лучшему бетонщику М. Ахметзянову.
Через месяц на строительной площадке состоялся второй  съезд ударников. В нем приняло участие  около 800 человек. С докладом «Об итогах выполнения  июльского плана и задачах на август» выступил В. Дульчин.
План августа 1934 года строителями был выполнен на 121,7 %. К сентябрю сдали в эксплуатацию 26 домов и бараков, здания культурно-бытовых объектов и подсобных помещений. Появились улицы Трудовая, Горького, Ильича, Октябрьская. Завершались бетонные работы на товарном комбинате. Развернулось  строительство ремонтно-механического, деревообделочного цехов, лесосушки, компрессорной станции.
В октябре прошел третий слет ударников. На нем было отмечено, что в соревновании принимают участие 1500 человек, из них более 500 носят звание ударника производства. 1 октября гостеприимно распахнул свои двери и принял первых учеников новая 7-летняя школа. В ноябре справили новоселье 6 тысяч человек. План строительно-монтажных работ 1934 года был выполнен к 1 ноября.
Открывшемуся 15 января 1935 года VII съезду Советов коллектив строителей вагоноремонтного завода  отрапортовал: плановые задания по строительству объектов выполнен на 127 процентов, производительности труда – на 112 процентов.
10 марта 1935 года приступили к строительству кузнечного цеха. Начались земляные работы на сооружении теплоэлектроцентрали, водонапорной башни, резервуаров для воды, дизельных и насосных станций, плотины и водовода.
Темпы работ нарастали с каждым днем. Всего на строительстве было занято более трех тысяч человек. В середине мая заложили фундаменты домов на Соцгороде. Были сданы в эксплуатацию клуб и детские ясли.
Развернулось соревнование за сдачу товарного комбината к 15-ой годовщине Чувашской АССР.
Товарный комбинат – это комплекс из 7 цехов. Одним из первых заработал разборочный цех. Для подготовки специалистов открыли курсы, где изучались вагонное дело, технология металлов, дерева, ремонта вагонов и их деталей.
15 августа в разборочном цехе (сейчас цех разборки и подготовки вагонов) приступили к ремонту двухосных вагонов. Через десять дней из ворот комбината вышли первые 8 восстановленных вагонов. К14 сентября отправлено на железную дорогу еще 22 отремонтированных вагона.
Скоро начал изготавливать детали коллектив деревообделочного цеха. Пока еще в недостроенных корпусах и с неполным комплектом оборудования начал работать коллектив механического комбината. Так диктовала производственная необходимость: нужны были вагонные детали, инструменты, запасные части к оборудованию.
Раньше срока, к началу ноября, завершено строительство плотины, водозаборных сооружений и водовода.
На строительстве Канашского ВРЗ было немало своих стахановцев. Это, например, штукатуры Д. Серков,  и Н. Мыльников, выполнявшие сменную норму более чем на 1000 процентов (!), И. Епишин, установивший всесоюзный рекорд (1780 процентов), а также рабочие сверловщик А. Иванов, слесарь И. Николаев, строгальщик И. Лукин, разметчик П. Яковлев, мастер В. Малыгин, кузнецы Красиков, Бильдяев, Кораблев, Афанасьев, заведующий столярной  мастерской Т. Кисляков, столяр А. Чернухин, слесарь-автоматчик Г. Автаев, станочница Е. Антонова. Коллективы участков, руководимые прорабами Сергеевым и Ушаковым, целиком стали стахановскими.
16 июня 1936 года Народный комиссариат путей сообщения  СССР  издал приказ об окончании строительства Канашского вагоноремонтного завода. К тому времени был построен товарный комбинат, куда вошли сборочные, пригоночные, колесные, рессорно-пружинный, малярные цехи, краскотерка, тележечное отделение. Возвели также кузнечный, ремонтно-механический, деревообделочный цехи, компрессорную станцию, главное здание ТЭЦ.
Этот день и принято считать днем рождения Канашского вагоноремонтного завода.
Начальник строительства Канашского вагоноремонтного завода В.В. Дульчин в числе лучших железнодорожников страны был награжден орденом Ленина.
В 1936 году строителями было освоено 7 миллионов 479 тысяч рублей.  К концу года промышленно-производственный персонал составил 985 человек. В течение года было отремонтировано более 700 вагонов, 842 колесные пары, 2650 рессор, обработано 349 тонн деталей, 1138 кубических метров пиломатериалов. Валовой объем выпуска продукции составил около 1,9 миллионов рублей, что значительно больше предусмотренного заданием.
Первым директором ВРЗ был с 1934 по 1938 годы Мокеев Матвей Васильевич (на снимке). С 1938 по 1940 года коллективом руководил Стоян Ульян Романович. Главными инженерами в эти годы работали Новожилов Иван Васильевич и Брагин Григорий Захарович. Секретарями партбюро и комитета комсомола предприятия были Никифоров Алексей Никифорович и Иванов Лазарь Алексеевич, председателем профсоюзного комитета – Корсаков Павел Александрович.
В 1937 году коллектив завода по сравнению с предыдущим годом в два раза увеличил выпуск валовой продукции. С пуском кузнечного цеха резко повысились выпуск поковки, механическая обработка деталей.
Большим событием стал в жизни коллектива строительство теплоэлектроцентрали. В ноябре 1938 года он полностью обеспечил потребность в электроэнергии заводского оборудования. Город бесперебойно начал обеспечиваться водой, электричеством, отоплением. На 12 часов снизился простой вагонов в капитальном ремонте. В 1938 году ремонт вагонов увеличился по сравнению с 1937 годом на 151 процент.
В 1939 году на ВРЗ трудилось 1720 человек, из них 35 процентов – женщины. Третью часть коллектива составляла молодежь.
Знаменательной датой в истории предприятия стал 29 июня 1940 года. В этот день Государственная комиссия приняла завод в постоянную эксплуатацию. В 1940 году производительность труда возросла на 28 процентов. Внедрено 71 рационализаторское предложение с экономическим эффектом на сумму 191 тысяча рублей. Во вновь организованном вагоностроительном цехе начали выпускать новые платформы. Государство  выделило 15,6 миллиона рублей на строительство жилых домов площадью 25 тысяч квадратных метров, столовой, клуба, средней школы и больницы.
Вот так рождалось и становилось на ноги главное предприятие Канаша – вагоноремонтный завод.

 

Система управления контентом
429330, г.Канаш, ул.30 лет Победы, д.24
Телефон: 8(83533) 2-12-15
Факс: 8(83533) 2-12-15
E-Mail: gkan@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика