г. Канаш Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Точка зрения (Вадим Телицын, доктор исторических наук, институт российской истории РАН)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://gkan.cap.ru/

Мы потихоньку, но все же свыкаемся с мыслью о том, что 7 ноября никак не может считаться днем общенацио­нального праздника. и дово­ды в пользу этого утвержде­ния представляются нам убе­дительными: если день этот окрашен в цвет крови, если он — начало гражданской войны между соотечествен­никами, если он предопреде­лил насильственное уничто­жение целых пластов отече­ственной культуры и нашей памяти, то о каком празднике может идти речь?

Споры о новой памятной дате — . 4 ноября —не утихают. И каждое новое обращение к событиям, происходившим в начале XVII века, дает возможность вновь взвесить все «за» и «против».

«В тот день была спасена Рос­сия». Причем спасена не царству­ющей династией, не высшими го­сударственными сановниками или Провидением, а простыми людьми, вставшими, невзирая на сословную принадлежность, под один стяг. Именно тогда впервые на политическую арену вышло народное ополчение, которое, кстати, возглавляли представи­тели двух совершенно разных со­циально-культурных слоев, уровня воспитания и образа мышления — князь Дмитрий По­жарский и купец Кузьма Минин.

Ополчение оказалось для Рос­сии удивительным феноменом, оно появлялось тогда, когда каза­лось, что Россия доживает пос­ледние дни, когда казалось, что нет такой силы, которая была бы в состоянии противостоять за­хватчикам: вспомним и 1612-й, 1812-й, Великую Отечественную войну 1941—1945 годов. Ополче­ние, таким образом, приобретает черты символа российской 'на­ции, демонстрирует ее волю к не­зависимости и любви ее к своей Родине (отметим: ополчение — явление сугубо добровольное; никто никого не принуждал, все предопределялось желанием без­заветного служения Отечеству).

Стоит в связи с этим провести  ряд интересных исторических, быть может, несколько симво­личных параллелей.

События Русской смуты нача­ла XVII века — уникальные в ис­тории нашей страны, ничего по­добного не было ни до, ни после: сдача российской столицы рос­сийскими коллаборациониста­ми, переход военных частей на сторону противника, приглаше­ние на трон людей, не имеющих ни малейшего представления о российских традициях. Каза­лось, что такого государства, как Россия, больше нет, что в небы­тие уйдети культура, и быт, и мо­раль, и право...

Но стремление к независимо­сти, любовь к Родине оказались сильнее, чем даже ненависть к своим крепостникам, с которыми пришельцы с Запада обещали по­кончить, дабы освободить бес­правного русского мужика. При­зыв объединиться, ополчиться (то есть встать, вооружившись, против врага) пошел от низов русского общества. Думается, что даже применительно к XVII веку можно говорить о русских людях как об обществе, поскольку они были в состоянии самостоятель­но принимать такие важные ре­шения и брать на себя ответст­венность, не задумываясь о том, что многим это решение будет стоить жизни. Забыв старые оби­ды и разногласия, в один добро­вольческий строй встали пред­ставители всех общественных страт — купечество, крестьяне, дворянство, казачество, духо­венство...

Именно ополчение решило в 1612 году судьбу русского госу­дарства, несмотря на то, что во­енного опыта у ополченцев было гораздо меньше, чем у противни­ка — поляков и шведов, но стре­мление отстоять свои святыни оказалось все же сильнее. Да, ополчение понесло гораздо большие потери, чем интервен­ты, но кто думает о жизни в мо­мент, когда на карту поставлено — быть или не быть!

Во время Отечественной вой­ны 1812 года ополчение, конеч­но, уже не решало столь катего­ричные вопросы. Но без патрио­тов, составивших ополченческие полки и роты, русская армия вряд ли могла выстоять и при Смоленске, и при Бородине, и при Тарутине. Без добровольче­ства не было бы того массового партизанского движения, кото­рое в конце концов и сделало пребывание иностранной (в дан­ном случае — наполеоновской) армии в России невыносимым. Именно ополчение во время лю­тых морозов декабря 1812 года преследовало противника по ста­рой смоленской дороге, дав воз­можность сохранить основные силы русской армии. 1941 год вновь показал, что ополчение — удивительное, не­повторимое проявление русской души, факт готовности самопо­жертвования ради своей Родины. Без ополчения, которое, спра­ведливости ради надо сказать, наши правители бросали на не­минуемую смерть, нам пришлось бы еще более туго. Добровольцы своими жизнями отвоевывали самое драгоценное в тех услови­ях — время, которого так не хва­тало для развертывания кадро­вой армии.

Конечно, ополченцы начала XVII, начала XIX и середины XX веков отличны друг от друга — они были детьми своих эпох.

Но их всех объединяло одно — кто, если не мы? И тогда появ­лялись добровольцы, сходивши­еся в ополчении и шедшие на смерть, понимая, за что умира­ют...

Быть может, кому-то пока­жется не совсем уместным, но, на наш взгляд, напрашивается па­раллель между 1612 и 1917-1918 годами (временем первой и вто­рой русских смут). Конечно, в пе­риод русских революций 1917 го­да речь в первую очередь шла о противостоянии граждан России между собой. Но в немалой сте­пени эта кровавая, братоубийст­венная гражданская бойня вспыхнула из-за шедшей вот уже четвертый год мировой войны. Одним из камней преткновения между теми, кто отстаивал идеа­лы эгалитаризма, и теми, кому дороги были вековые традиции, стал вопрос об отношении к ми­ровой войне, к возможности за­ключения сепаратного мира, об уступках, в том числе и террито­риальных, противнику ради бе­зоговорочного мирного догово­ра, о союзническом долге, об от­ветственности перед потомками за содеянное.

Те, кто оказался в конце 1917-го — начале 1918 года на Юге Рос­сии, где шло формирование воо­руженных отрядов Белого дви­жения, считали себя доброволь­цами: они без всякого на то при­нуждения служили Отчизне, рас­считывая покончить со смутой внутренней и внешней. Добро­вольчество времен Гражданской войны носило в себе элементы ополчения, но, к сожалению, воевать пришлось не с интервента­ми, а с соотечественниками. Причем, как это ни прискорбно звучит, порой приходилось обра­щаться за помощью к зарубе­жью: и бывшие союзники по ми­ровой войне, и даже бывшие про­тивники оказывались в одном 'ряду с российскими доброволь­цами, ведущими борьбу против большевизма.

Быть может, поэтому и сегод­ня так много возникает дискус­сий о тех, ставших уже легендар­ными временах. Поэтому столь неоднозначную реакцию вызвал перенос из-за рубежа на россий­ский погост праха двух видней­ших представителей пострево­люционного добровольчества -генерала А.И. Деникина (почти два года стоявшего во главе Бе­лого движения Юга России) и философа И.А. Ильина (в его ра­ботах логично и критически пре­парировалась суть большевизма, значение Белого дела, его пер­спективы, его герои и злодеи).

И Деникина, и Ильина можно по праву назвать «ополченцами»: и тот и другой добровольно сде­лали свой выбор, вступив в борь­бу за идеалы государственности. И тот и другой были принципи­альными противниками даже ма­лейших уступок внешним силам в области независимости России, не говоря уже о полномасштаб­ных сепаратных договорах, по­добных Брестскому миру, соглас­но которому страна утрачивала огромные территории. И тот и другой были готовы сделать все, чтобы Россия вышла из очеред­ной смуты такой же обновлен­ной, как и в XVII веке. В то же вре­мя они, как и лидеры того леген­дарного ополчения, не претендо­вали ни на славу, ни на корысть.

Они были настоящими патри­отами, для которых любовь к Ро­дине определяла само существо­вание.

4 ноября мы будем отмечать новый праздник. И от нас, наше­го поколения, зависит, каким со­держанием его наполнить. Пола­гаю, будет очень правильным, ес­ли главной идеей станет служе­ние Отечеству, добровольчество и самопожертвование во имя своей страны. Это будет наша дань памяти тем, кто, не ища лич­ной выгоды, готов был отдать жизнь и отдавал ее, чтобы жили и мыс вами.

 

 

 

Система управления контентом
429330, г.Канаш, ул.30 лет Победы, д.24
Телефон: 8(83533) 2-12-15
Факс: 8(83533) 2-12-15
E-Mail: gkan@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика