г. Канаш Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

150 лет Горьковской железной дороге

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://gkan.cap.ru/

Горьковская магистраль - одна из старейших железных дорог Рос­сии. Она ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 году.

Московско-Нижегородская железная дорога проходила по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской губерний, связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны, играла важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку. Основные линии: Москва — Владимир (движение открыто в 1861), Владимир — Нижний Новгород (1862). Протяжённость (1862) — 410 вёрст (земляное полотно отсыпалось под два пути, одноколейный путь до 1875).

 

Начало строительства Горьковской железной дороги.

Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. 19 в. Известно выступление в печати Н. П. Щеглова с предложением о прокладке железных дорог между Петербургом и Нижним Новгородом. Эту идею поддерживали многие прогрессивные деятели, в т. ч. М.С. Волков, статью которого в защиту железнодорожного транспорта в России предполагал напечатать А. С. Пушкин в журнале "Современник" (1836). Вопрос о прокладке железной дороги был решён окончательно в 1857. Концессию на строительство получило Главное общество Российских железных дорог, которое исполнительная власть передала Главному центральному управлению, руководимому французским инженером К. Коллияьон. Практические работы велись под руководством русских инженеров, среди которых было немало выпускников института Корпуса инженеров путей сообщения (в т. ч. А. И. Дельвиг). При прокладке трассы использовали данные, полученные изыскателями при съёмке на местности во время подготовки к строительству шоссейного тракта Москва — Нижний Новгород (в 1845). Строительные работы начались на участке Москва — Владимир в мае 1858; на линии Владимир — Нижний Новгород к работам приступили весной 1859. На строительство привлекались вольнонаёмные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. На дороге уложены первые рельсы, произведённые казённым Камско-Воткинским заводом. Возведены искусственные сооружения, в том числе Городищевский, Ковровский и Галичский мосты. Построены 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащённые в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Нижнем Новгороде).

Открытие движения состоялось на всём протяжении дороги 1 августа 1862, но ещё в течение 2–3 лет продолжались работы по укреплению насыпей, усилению искусственных сооружений, развитию станций. Начальником дороги в 1863–68 был И. Ф. Кёниг. В 1878 были уложены вторые пути на участке Москва — Владимир (237 вёрст), в 1892 — до Нижнего Новгорода. В 1888 в подвижном составе эксплуатировались 3623 товарных и 268 пассажирских вагонов. До 1894 дорога принадлежала Главному обществу железных дорог. В 1893–95 Московско-Нижегородская железная дорога объединена с Московско-Курской железной дорогой и Муромской железной дорогой, управление в Москве. Чистый доход — в пределах 4,7% от основного капитала (273 млн. руб. в 1900). В мае 1918 дорога передана в ведение НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР).

В 1936 в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения из состава Московско-Курской железной дороги (информацию о ней можно найти в "Истории Московской железной дороги") была выделена Горьковская железная дорога (в 1932 Нижний Новгород переименовали в Горький), а из состава Московско-Казанской - Казанская железная дорога.

В 1961 в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.

 

Горьковская железная дорога сегодня.

Сегодня Горьковская магистраль протянулась на 5734 км от станции Петушки (Владимирская область) до станции Дружинино (Свердловская область).  

ГЖД обслуживает 15 субъектов Федерации, среди которых 6 респуб­лик (Мордовия. Чувашия, Удмуртия, Татарстан, Марий-Эл. Башкортос­тан), 8 областей (Московская, Вла­димирская, Нижегородская, Киров­ская. Свердловская, Вологодская, Рязанская, Ульяновская) и Пермс­кий край.

Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживает более 14 миллионов человек. Проходя по территориям, где сосредоточено наи­большее количество российских городов-миллионников, ГЖД явля­ется одной из дорог с наибольшим пассажиропотоком.

Большое транспортно-экономи­ческое значение имеет сравнитель­но близкое расположение штатного города ГЖД — Нижнего Новгорода — к столице России. Линия Нижний Новгород — Москва — одна из наи­более интенсивно используемых в Российской Федерации.

По ГЖД проходит нейтральный участок Транссибирской магистра­ли, отсюда ее большое транзитное значение. Тем не менее, зона ответ­ственности ГЖД также является тер­риторией значительного исходнго отравления грузов, среди которых - нефть и продукты ее переработки, продукции химических предприятий и предприятии, производящих сельхозудобрения, предприятий металлургического комплекса и машиностроения, предприятий по заготовке и переработке лесной продукции, строительные грузы.

ГЖД - одна из самых техничес­ки оснащенных дорог Российской Федерации. Удельный вес электротяги в перевозках составляет около 90 процентов. Ежегодно дорога пе­ревозит более 90 млн. пассажиров и отправляет более 44 млрд. тонн гру­зов. Дорожный фирменный центр транспортного обслуживания может выполнить заказ по отправке груза в любую страну мира.

Новую страницу в истории маги­страли открыл проект скоростного движения на линии Нижний Новгород - Москва - Санкт-Петербург. До запуска проекта скоростного движения время курсирования поездов составляло от 5 часов 20 минут до 8 часов. Сегодня оно составляет 3 час. 50 мин. Задача дальнейшего развития скоростного пассажирского сообщения на направлении Москва — Нижний Новгород предусматривает достижение времени хода высокоскоростных электропоездов "Сапсан" 3 час. 00 мин. - к концу 2013 года.

 

Система управления контентом
429330, г.Канаш, ул.30 лет Победы, д.24
Телефон: 8(83533) 2-12-15
Факс: 8(83533) 2-12-15
E-Mail: gkan@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика